Новые китайцы требуют роскошных машин


Бурный экономический рост и повышение спроса на энергоносители привели к скачку цен на уголь, в результате на полную мощность начали работать тысячи шахт. Угольные короли не спешат раскошеливаться на улучшение условий труда шахтеров – работа под землей опасна для жизни, – но для себя приобретают королевские автомобили.

На волне угольных денег, захлестнувших провинцию, появились фантастические слухи. Одна из местных газет сообщила, что некий угольный магнат купил себе сразу 20 внедорожников Hummer. Это, очевидно, было преувеличением, но управление автотранспорта провинции Шаньси подтвердило, что число продаваемых Mercedes-Benz, BMW и даже Bentley резко выросло.

В общем, в этом году китайский рынок автомобилей развивался по вполне ортодоксальному сценарию: на нем преобладали две тенденции – замедление роста и увеличение доли небольших машин. После головокружительного роста в начале десятилетия ежегодный рост продаж машин упал до умеренных 10–15%.

По наблюдениям аналитиков, появилось больше потребителей, предпочитающих малолитражки машинам с большим салоном, – на рынке, основными покупателями на котором раньше были в основном менеджеры компаний и государственные чиновники, все больше семей, планирующих свой бюджет. Поэтому быстрее всего в этом году растет спрос на Chery QQ, простенький компакт китайского производства за $6000.

Тем не менее продажи стремительно растут и на другом краю спектра – представители растущего класса богачей, заработавших на чем угодно – от добычи угля до информационных технологий, готовы выложить сколько угодно за машину, которая будет соответствовать их новому статусу. По подсчетам банка Merrill Lynch, в Китае сегодня уже 300 000 долларовых миллионеров.

“Наши клиенты – это люди с состоянием свыше $10 млн, – говорит Сергей Кривцов, старший менеджер Lamborghini China, которая стала торговать в Китае в начале этого года. – Это предприниматели, кинозвезды и некоторые топ-менеджеры, которым спортивные машины нужны, чтобы обозначить свой статус, показать, что они не такие, как все”.

До недавнего времени борьба на китайском рынке дорогих автомобилей шла в основном между тремя германскими производителями. Audi, входящая в группу Volkswagen, начала производить машины в Китае в начале 1990-х и долгое время оставалась лидером рынка и любимой маркой партийных чиновников. Но позже Audi стали все сильнее теснить BMW и Mercedes-Benz. Несмотря на то что Audi и сейчас идет в большом отрыве от конкурентов, продажи ее седанов, которые производятся на совместном предприятии в Чанчунь, историческом центре китайского автопрома на северо-востоке страны, упали на 33% до 18 507 штук. Между тем продажи машин, которые BMW делает на своем СП в том же районе, наоборот, выросли на 10%. Председатель правления BMW Гельмут Панке, недавно посетивший Китай, прогнозирует, что доля роскошных автомобилей на китайском рынке в ближайшие пять лет удвоится и составит примерно 6%. Таким образом, Китай войдет в пятерку крупнейших рынков сбыта BMW.

Продажи Mercedes-Benz в первой половине года выросли на 17%, а на прошлой неделе компания объявила о планах производства машин совместно со своим пекинским партнером.

Вслед за “большой немецкой тройкой” на китайский рынок устремились и производители элитных машин. Так, Bentley сообщила, что в прошлом году продала 40 машин, а в 2005 г. надеется реализовать 60–70 автомобилей. Модель Continental Flying Spur будет продаваться в Китае по цене около 3 млн юаней ($370 000). “Эта модель – для нуворишей и богатых дам, – говорит генеральный менеджер китайского представительства Bentley Чжэнь Бяо. – Мы нацелены именно на эту нишу, так как считаем, что она обладает большим потенциалом”.

В Ferrari надеются, что культ “Формулы-1”, порожденный прошедшим в прошлом году первым китайским Гран-при, подхлестнет продажи. Компания открыла свои салоны по всей стране, а рядом с “Ситяньди”, одним из крупнейших торговых комплексов Шанхая, поместила большой магазин одежды и головных уборов со своей символикой. В этом году Ferrari рассчитывает продать на китайском рынке, который за четыре года вошел в пятерку наиболее важных для нее, вдвое больше машин, чем в прошлом. (FT, 21.09.2005, Кирилл Корюкин).