НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Инъекция совести


“С точки зрения нормального человека, процесс организации систем внутреннего контроля и внутреннего аудита – это скучнейшая тема” – именно так во введении Сергей Скатерщиков пишет о своей профессиональной деятельности и своей книге. Зато, одолев эту книгу, читатели узнают, как, с точки зрения нормального руководителя, создать эффективные системы управления, позволяющие не только избежать корпоративных скандалов, но и защитить акционерную собственность от посягательств конкурентов и государства.

Скатерщиков и не скрывает, что книга написана в стиле отчетов американской армии по итогам боевых операций. В них представлен, по мнению автора, “подробный анализ лучшей практики корпоративного управления с точки зрения эффективности стандартных операционных процедур и с целью сформулировать наиболее ценный практический опыт для применения в новых баталиях менее опытными людьми”. Отмечу, что почти 10-летний опыт работы автора с дюжиной российских компаний позволил ему не только разработать практические рекомендации, но и выявить особенности корпоративного управления в России.

В основе рекомендаций – модель внутреннего корпоративного контроля и внутреннего аудита и простая на первый взгляд формула ее построения: Э = (Р + М) х Л. В данном уравнении “реальный эффект от этих систем (Э) равен сумме качества регламентирующей документации (Р) и правил и мотивации ее применения (М), умноженной на профессиональные качества людей, эти правила выполняющих (Л)”.

Автор отмечает, что формы таких систем “меняются в диапазоне от единообразно выстроенных, созданных и внедренных одним мозгом, до хаотического набора разноформатных систем внутреннего контроля и аудита, сочиненных разными представителями и поколениями менеджмента и используемых акционерным обществом “как есть”, без единой стилизации и гармонизации”. Кстати, для их анализа он часто использовал невинный детективный ход – вроде “найти в свойствах Word-файлов с положениями и регламентами имена авторов, а затем заглянуть в адресную книгу акционерного общества и увидеть подчинение этих авторов в иерархии компании”.

В компаниях, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, внедрение систем внутреннего аудита может натолкнуться на практически непреодолимый культурный барьер. “В моей практике, – пишет автор, – были даже случаи, когда менеджмент вообще не считал нужным знакомиться с содержанием письма, подготовленного по итогам аудита”. В итоге терминология, акценты и подходы к анализу систем внутреннего контроля в руководящих командах с нереформированной советской культурой кажутся “письмом с Марса только из-за того, что они не написаны на привычном бюрократическом языке”.

Если вы решаете задачу защиты компании от проверок и скандалов, то будет полезно потратить немного времени на чтение этой книги, ведь болезнь лучше предупредить, чем лечить, не так ли?