Узник № 1 убыл неизвестно куда


“Вчера около двух часов дня я приехал в “Матросскую Тишину”, и мне предложили пройти в кабинет начальника СИЗО Фикрета Тагиева, – рассказал “Ведомостям” адвокат Платона Лебедева Евгений Бару. – Тот сообщил, что мой подзащитный “убыл”. Куда именно он отправлен и даже когда точно это произошло, Тагиев, по словам Бару, ему не рассказал.

Отправить бизнесменов в колонию администрация СИЗО должна была в течение 10 дней после 27 сентября, когда получила из суда извещение о вступлении в силу приговора. Уголовно-исполнительный кодекс не обязывает администрацию СИЗО сообщать адвокатам, куда именно этапированы их подзащитные, но, по словам адвоката Лебедева Елены Липцер, обычно этой информации там “не скрывают”.

Обязывает закон лишь “поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного” о том, куда он “направляется для отбывания наказания”: когда осужденных привезут в колонию, администрация СИЗО отправит родственнику письмо с уведомлением об адресе и названии исправительного учреждения. Пока же, по словам матери Ходорковского Марины Филипповны, у родственников бизнесменов никакой информации об их местонахождении тоже нет.

“Конечно, мы сообщим, куда он поехал. Тайн здесь никаких не будет”, – обещал в июле директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин. Но вчера представители ФСИН хранили эту информацию как служебную тайну, подтверждая лишь, что бизнесменов этапировали из “Матросской Тишины” в понедельник. Тагиев пообещал проинформировать родственников заключенных об их местонахождении письмом. Это подтвердил и представитель ФСИН. Назвать конечный пункт этапирования он категорически отказался, сославшись на Уголовно-исполнительный кодекс и служебные инструкции. Вчера бизнесмены находились в так называемом московском “пересыльном” СИЗО № 3 на Пресне, говорит сотрудник Минюста, пожелавший остаться неназванным. Но в пресс-бюро ФСИН сказали, что это “слухи”. Не подтвердили эту информацию и в самом СИЗО № 3.

Сколько может длиться этапирование, неизвестно. “Иногда осужденных перевозят, например, в специальных вагонах, которые прицепляют к товарным поездам, а были случаи, когда везли и на легковой машине 2000 км”, – рассказывает Липцер. А если бизнесменов повезут в какой-нибудь далекий регион через несколько пересыльных СИЗО, процедура, по ее словам, может продлиться “довольно долго”. Если из Москвы осужденных везут далеко, например в Нижний Тагил или Нижнее Поволжье, то этап может занять и неделю, подтверждает адвокат Сергей Беляк, но таких важных заключенных, как Ходорковский, “постараются доставить как можно быстрее”.

Представители главных управлений ФСИН по Южному и Приволжскому федеральным округам говорят, что у них “нет информации” о том, что к ним приедут Ходорковский и Лебедев. “Были слухи, что Ходорковского отправят отбывать наказание именно к нам, даже в местной прессе об этом писали, – признался замначальника колонии ЯР 154/5 (Волгоградская область) Вячеслав Савенков. – Камер повышенной комфортности у нас нет – все одинаковые. Так что заключенные все в равных условиях. Принять готовы в любое время любого заключенного, в том числе и Ходорковского... А если его не привезут, нам от этого только спокойнее – зачем чрезмерное внимание?”