РЕСТОРАННАЯ ХРОНИКА: Сезон урожая


В России любые аномалии воспринимаются совершенно естественно и спокойно, кроме хороших. Большинство моих знакомых, например, последние три недели заняты тем, что выискивают на складах своей памяти файлы с температурными святцами по октябрю и тщатся, но не могут припомнить, когда еще московская осень была настолько солнечна и прекрасна, как случилась осень нынешняя. Недоумение по этому поводу буквально мешает им наслаждаться нечаянным погодным счастьем. Они растеряны и суетливы, потому что привыкли планировать свое время, а в планах на осень у них, видите ли, значились дожди и снегопады.

Меж тем многое хорошее в нашей жизни случается и совершенно-таки плановым образом. Например, сезон устриц. Как и было объявлено еще при царе Горохе, в конце сентября начался сезон устриц. Я вот уже сходил в “Рыбный базар” и должен сказать, что там отличные белоны и фин де клер тоже ничего. Кроме того, в “Базаре” научились открывать устрицы так, чтобы драгоценная жидкость не исчезала без остатка где-то в посудомоечных раковинах, а хотя бы частично попадала в устричных раковинах на стол. И это радует.

На Садовом кольце открылся бакалейный магазин Hediard. И это тоже радует. Мне лично в Париже на площади Мадлен магазин Hediard всегда нравился больше, чем прописанный там же Fauchon. Возможно, только цветовой гаммой – у первого она черно-красно-коричневая, без этой парфюмерной фошоновской белой гаммы, но не суть.

Московский Hediard, как мне кажется, тоже симпатичнее Fauchon. Там, скажем, выдающийся выбор варенья и джема с фермерским, как говорят французы, вкусом. И хотя московский Fauchon пока еще первенствует по качеству сырного ассортимента, в Hediard тоже уже можно купить, допустим, головку козьего кабеку, изготовляемую на французском юге, в окрестностях города Рокамадур силами маленькой сыродельной артели.

Bообще, в Москве постепенно складывается очень приятная ситуация с гастрономическими магазинами. Еще нет, конечно, – да, наверное, и не скоро будет – места, где можно сразу купить все, и при этом “все” будет наивысшего качества, но зато уже есть много адресов, по каждому из которых можно получить какой-то свой ломтик gourmet. Если, конечно, знать, где этот самый ломтик припрятан. Для меня и для многих моих знакомых это даже превратилось в своеобразный спорт.

По соображением топографии и причинам кулинарного свойства мой любимый магазин – “Азбука вкуса” на “Маяковской”. Это одно из немногих мест в Москве, где всегда есть, например, сельдерей, хорошая кинза, довольно съедобные дыни канталупы и помидоры. Кроме того, там довольно приличная бакалея и довольно обширный выбор растительного масла. Но вот с мясом и рыбой там явный недобор. И поэтому за хорошей говядиной приходится время от времени ездить в “Калинку-Стокманн”, которая в остальном сильно сдала за последние годы, или в “Глобус Гурме”, который, когда превратится в сеть, рискует стать самым популярным магазином, по крайней мере у той части народонаселения столицы, что относится к походам в гастроном не просто как к способу заполнить холодильник. Во-первых, в “Глобус Гурме” продавцы необычно приветливы, во-вторых, там очень съедобные полуфабрикаты, в-третьих, там неплохой мясник, сырная лавка и еще там продаются цветы, что тоже приятно. К недостаткам “Глобуса Гурме” следует отнести отдел бытовой химии, который ассортиментом и видом несколько портит почти идиллический пейзаж магазина.

Сырого лосося надо покупать в “Елисеевском”. Карпов – на Палашевском, а более серьезную рыбу и раков – на Дорогомиловском рынке. Последний, кстати, некоторые восторженные умы считают идеальным гастрономическим местом, но это, увы, не так. Помимо перебоев с ассортиментом для тех, кто привык затовариваться после 10 вечера, он совершенно бесполезен.

Как практически бесполезен стал “Седьмой континент” и “Рамстор” – там так разленились закупщики, что создается ощущение, что торгуют чем-то лежалым и вторичным, по крайней мере в магазине “Седьмого континента” на Лубянке и в “Рамсторе” на площади трех вокзалов кажется именно так.

Но, возможно, что это просто в сравнении с Hediard и “Глобус Гурме”, а может, вследствие аномально хорошей октябрьской погоды, которая, я думаю, все-таки сменится снегом и дождем, не успев превратить нас в законченных оптимистов.