Финансы Северо-Запада: Платит продавец


По оценке компании AG Capital и аналитиков Ladaonline.ru, полтора года назад в кредит продавалась каждая десятая машина, а сейчас уже каждая третья. Директор по продажам компании “Автомир” (дилер Daewoo, Kia, Hyundai, ВАЗ) в Петербурге Виталий Новиков говорит, что его салон продает через схемы кредитования около 70% автомобилей. Брэнд-менеджер компании “Мультимоторс” (дилер GM) Елена Ростова говорит, что в их салоне в кредит продается около 50% автомобилей, и прогнозирует дальнейший рост продаж по таким схемам. В автоцентре “Звезда Невы” (дилер Mercedes) доля продаж в кредит составляет 30–40%, говорит начальник отдела продаж автоцентра Максим Вирченко. Вирченко прогнозирует, что со временем рынок приблизится к европейским стандартам и в кредит будет продаваться до 80–90% машин.

Банки с энтузиазмом относятся к автокредитованию.

“Этот вид кредитов привлекает банки прежде всего беспроигрышностью с точки зрения надежности, – отмечает руководитель пресс-службы петербургского филиала Банка Москвы Алексей Флек. – Процент невозврата равен нулю”.

Так, лидер этого рынка ММБ за этот год увеличил портфель автокредитов в 2,5 раза до $100 млн. А количество автокредитов, выданных ПСБ за девять месяцев этого года, вдвое превысило показатель прошлого года, говорит директор коммерческой дирекции ПСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Владислав Трофимов. Портфель автокредитов ПСБ сейчас составляет около $20 млн.

Конкуренция банков на рынке автокредитования, по словам Трофимова, ведет, в частности, к снижению первоначального взноса и ставкам по кредитам. Хотя менеджер по маркетингу Volkswagen Group Finance (финансовое подразделение Volkswagen) Анна Белова говорит, что банки идут на удешевление кредитов не очень охотно.

Начальник отдела розничного кредитования петербургского филиала Банка Москвы Екатерина Кашина говорит, что 9% в валюте и 12% в рублях – это оптимальные ставки и ожидать их снижения в ближайшее время не стоит. Конкуренция между банками происходит в неценовом секторе, полагает она и говорит, что кредиты если и будут дешеветь, то за счет маркетинговых ходов салонов и специальных программ автодилеров.

Для снижения банковских ставок есть и законодательное ограничение. Клиент, получающий кредит дешевле, чем 9,75% годовых, т. е. 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с точки зрения налогового законодательства имеет материальную выгоду, которая должна облагаться налогом по ставке 35%. Поэтому на сумму разницы между заявленной ставкой и 9,75% дилеры предоставляют покупателю скидку. “Эти затраты делят пополам представительства и дилеры”, – подтверждает Новиков из “Автомира”. При этом, по словам Новикова, дилеры теряют до 3% маржи.

Однако, по мнению руководителя финансового отдела компании “Атлант-М Балтика” Елены Тимофеевой, потери дилера компенсирует импортер за счет повышения рекламной поддержки. “Но если дилер решит самостоятельно предоставлять скидки, то все расходы ложатся на него”, – уточняет Вирченко из “Звезды Невы”.