Сгорел на работе


“Люди добираются до вершин и понимают, что им там не нравится, – говорит Стивен Берглас, психолог из Лос-Анджелеса. – Они думают: и за это я боролся?” Он называет это эффектом “перегорания сверхновой звезды”. Такие руководители становятся заложниками собственного успеха. Они испытывают шок, поняв, что их борьба была бессмысленна. “Мы думаем, что успех всегда приносит удовлетворение, и с удивлением обнаруживаем, что это не так”, – говорит Джордж Кауфман, вице-президент Института исследований Омега в Райнбеке, штат Нью-Йорк.

Симптомы перегорания – неудовлетворение работой, отсутствие мотивации, раздражительность и постоянная усталость – наблюдаются у людей в возрасте от 25 до 45 лет, находящихся на пике своей карьеры, отдающих своей работе все силы и не получающих от нее морального удовлетворения.

34-летний Камерон Херолд, бывший вице-президент по корпоративному развитию IT-компании Ubarter.com, вспоминает, как в 1999 г. их приобрела Network Commerce, предоставляющая услуги в области технологий и создания инфраструктуры. Новое руководство поставило задачу достичь максимальных темпов роста. Затем наступил кризис доткомов, и руководство поставило новые задачи: сокращать расходы. Херолда сломили новые задачи. Он перестал ходить в спортзал, начал выпивать и гонять на машине с бешеной скоростью. Обманутые ожидания привели к тому, что однажды в ответ на вопрос, как дела, он просто разрыдался. Вскоре он уволился из Network Commerce и вернулся на родину в Канаду, в Ванкувер, где нашел работу с более гибким графиком.

Разница между тем, что вы ожидали получить от работы на руководящем посту, и тем, что получили в действительности, приводит к опустошению, а затем к тоске, считает Джон-Генри Пфайфферлинг, директор Центра профессионального здоровья в Дархэме, штат Северная Каролина. “Я постоянно сталкиваюсь с симптомами перегорания у руководителей”, – говорит он.

Специалисты советуют не дожидаться, пока вы дойдете до точки. Увольняться не обязательно. Иногда достаточно кое-что изменить в стиле работы, например начните снова контролировать свое время. В 1999 г., шесть лет спустя после открытия собственной компании The Party Goddess!, занимающейся кейтерингом и организацией праздников, Марли Майчер, гендиректор компании, почувствовала, что больше не принадлежит себе. Она проводила в ресторане целые дни, пока серьезно не заболела. После выздоровления она изменила свою жизнь. “Я не стала работать меньше. Но я работаю так, как мне удобно”, – говорит она.

Сосредоточьтесь на том, что вам интересно. Рик Спекман, президент Amcon Construction, строительной компании из Бернсвилля в Миннесоте, понял, насколько это важно, проработав шесть лет в одной из компаний штата, которую он сделал одной из крупнейших в стране. Как только работа вошла в спокойное русло, он потерял к ней интерес. Ситуация повторилась и на следующем месте работы. В конце концов он понял, что ему нравится развивать компании, но не управлять ими. Или найдите себе применение вне работы. Стоит попробовать снимать напряжение с помощью спорта, медитаций и музыки.

Камерон Херолд женился, у него появился ребенок. Теперь он сам определяет, сколько часов ему работать. Он опять начал заниматься бегом, сократил количество алкоголя и похудел. Сейчас он готовится к участию в нью-йоркском марафоне. (WSJ, 14.11.2005, Ирина Окунькова)