РЕГУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА: Больше свободы регионам


Путь к процветанию не всегда прост и дешев. Создание необходимой инфраструктуры, развитие системы образования, поддержание здоровья населения – все требует сил и ресурсов.

Но правительства могут делать небольшие шаги, которые приводят к значительным результатам, в частности устанавливать простые правила, регулирующие ведение бизнеса. Так, чтобы предприниматели могли начать новое дело, нанять работников, продавать и покупать собственность, торговать с другими странами – и все это без лишней бюрократической волокиты.

Однако и федеральное правительство, и региональные власти часто не справляются с этой задачей. В России децентрализация регулирования бизнеса, проведенная президентом Ельциным, открыла свободу для экспериментов с регулированием деловой среды на региональном уровне. Некоторые эксперименты, как, например, “одно окно” для операций с недвижимостью в Великом Новгороде, были очень успешными. И прямые иностранные инвестиции в Новгородскую область (например, Cadbury) пришли намного раньше, чем в другие регионы.

Но таких примеров немного. К сожалению, большинство местных администраций буквально задавили бизнес избыточным регулированием. Одни ввели свои собственные стандарты, которые усложнили межрегиональную торговлю, другие ввели дополнительные лицензии и проверки. Кроме того, муниципальные власти использовали свою практически монопольную власть на рынке земли, чтобы установить непрозрачные и иногда способствующие злоупотреблениям договоры аренды.

Когда президент Путин централизовал регулирование бизнеса, он существенно повысил средние стандарты для предпринимательства по стране. Возможностей для злоупотреблений на местном уровне стало меньше. Сейчас российские предприниматели могут торговать и инвестировать по всей стране гораздо свободнее, чем 10 лет назад. Это отличный результат.

И все-таки централизация регулирования бизнеса несет в себе определенные риски: прогрессивные регионы, такие как Новгородская область, теряют возможности для экспериментирования. Данные совместного исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business in 2006 говорят о том, что многие страны активно упрощают регулирование предпринимательской деятельности. Больше всего инноваций вводят страны Центральной и Восточной Европы и богатые страны ОЭСР, которые, вместо того чтобы почивать на лаврах, продолжают улучшать условия для бизнеса год за годом. Если нынешние российские реформы будут началом, а не концом процесса, Россия имеет все шансы получить свою долю выигрыша.

Это означает, что российскому правительству стоит продолжить улучшение бизнес-климата. Делу может помочь частичное возвращение власти регионам при условии, что они воспользуются своей свободой для упрощения, а не для усложнения существующих процедур. Например, регионы должны иметь свободу установления земельного налога в рамках параметров, заданных на федеральном уровне. Или, если они хотят привлечь инвестиции, снижая региональные и местные налоги на бизнес, у них должна быть свобода сделать это.

В каких сферах улучшения в деловом климате особенно необходимы? Прежде всего в области инспекционных проверок и прав на землю.

Правительство должно также поддержать дальнейшую приватизацию земли, чтобы способствовать развитию эффективного вторичного рынка земли. Без этого компаниям будет трудно найти залоговое обеспечение под финансирование долгосрочных инвестиций, а муниципальные власти будут иметь все возможности злоупотреблять властью монопольных арендодателей.

Россия сделала значительный шаг вперед на пути упрощения ненужного регулирования, и похоже, что правительство готово идти дальше по этому пути. Опыт многих стран мира показал, что большие реформы можно делать быстро. Мы надеемся, что эта возможность не будет упущена и в России.