Оружейник вместо Каданникова


В конце октября Владимир Каданников, 17 лет руководивший “АвтоВАЗом”, внезапно объявил, что покидает пост председателя совета директоров завода. Он ушел без объяснения причин, а некоторые знакомые Каданникова признавались, что перед отставкой тот о чем-то консультировался с администрацией президента. “Владимир Васильевич достиг пенсионного возраста и решил отойти от управления, уступив это государству”, – поделился один из них.

Формально Каданников будет руководить “АвтоВАЗом” почти до конца года – собрание акционеров и перевыборы совета назначены на 22 декабря. Но, как удалось выяснить “Ведомостям”, судьба завода решится в ближайший понедельник. Несколько источников, знакомых с ситуацией на заводе, рассказали, что 21 ноября в Москве нынешний совет утвердит список кандидатов в новый совет директоров. По информации одного из собеседников ”Ведомостей”, большинство окажется у представителей госструктур. В него могут войти представители Внешторгбанка (ВТБ), Внешэкономбанка (ВЭБ, сейчас владеет 8% акций “АвтоВАЗа”), но главным сюрпризом станет то, что своих кандидатов в совет делегирует ФГУП “Рособоронэкспорт”, сообщили несколько собеседников газеты. Один из них и может занять пост председателя. По информации высокопоставленного сотрудника правительства, который следит за ситуацией на заводе, совет директоров возглавит крупный федеральный чиновник. “Финальное решение утвердят на совещании в администрации президента в понедельник утром – перед заседанием совета директоров “АвтоВАЗа”, – рассказывает он. Имена кандидатов никто из источников не называет, а в ВЭБе, ВТБ и “Рособоронэкспорте” от комментариев отказались. Пресс-секретарь Каданникова Елена Чернова также не стала обсуждать эту информацию. Разговоры о том, что в совет директоров “АвтоВАЗа” может войти глава госкомпании Сергей Чемезов, велись и это “весьма вероятно”, признался источник, близкий к руководству “Рособоронэкспорта”. А чиновник и бизнесмен, знакомый с нынешним руководством “АвтоВАЗа”, говорят, что на “АвтоВАЗ” придет не сам Чемезов, а кто-то из его команды.

Для того чтобы контроль над заводом перешел к государству, даже не обязательно менять структуру собственности концерна. Фактически “АвтоВАЗ” принадлежит сам себе. Около 64% акций завода принадлежит его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации” (ЦО “АФК”, 24%) и ЗАО “ИФК” (2%). При этом в AVVA “АвтоВАЗу” принадлежит 86% акций, а AVVA вместе с “АвтоВАЗом” владеют 60% акций ЦО “АФК”. Еще 26% акций этой компании владеет компания “Фитом”, принадлежащая менеджменту “АвтоВАЗа”. Каданников и партнеры контролируют лишь около 10% акций “АвтоВАЗа”, предполагает один из знакомых уходящего руководителя завода. Несколько крупных бизнесменов, работающих с “АвтоВАЗом”, верят, что крупный пакет акций завода контролирует группа “СОК” Юрия Качмазова. Источники на самом автозаводе категорически это отрицают, а в группе “СОК” от комментариев отказываются.

В любом случае завод контролирует тот, кто голосует пакетами “дочек”. По словам собеседника “Ведомостей”, это право всегда было у Каданникова, а теперь перейдет одному из госпредставителей. Формально, кто голосует пакетом, в уставе “АвтоВАЗа” никак не закреплено.

Вслед за Каданниковым завод может покинуть кто-то из нынешних менеджеров – их тоже заменят выходцы из госкомпании, единодушны несколько источников “Ведомостей”. Если ими и вправду будут Чемезов и его команда, то они знакомы с проблемами автопрома не понаслышке. Сам Чемезов входит в совет директоров “Камаза”, а ФГУП торгует машинами, которые для военных собирают УАЗ, КамАЗ и ГАЗ. “Ему нетрудно будет собрать команду для управления заводом: бизнес его ФГУПа неплохо отстроен, можно отвлечь людей в новые проект” – так объясняет один из столичных бизнесменов, почему Кремль мог бы остановиться на выходце из “Рособоронэкспорта”. Но фондовые аналитики в сомнениях, хорошо или плохо это для самого завода. То, что государство хочет контролировать завод, логично, но не ясно, что команда из “Рособоронэкспорта” могла бы принести заводу, объясняет аналитик ОФГ Елена Сахнова. Возможно, она могла бы победить криминалитет, облепивший автозавод, рассуждает она. “АвтоВАЗ” – крупнейшая социальная пороховая бочка”, – соглашается аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов, видящий в этом причину прихода государства на автозавод. Но помочь “АвтоВАЗу” сохранить нынешнюю долю на рынке чиновники не смогут, уверены оба аналитика. С момента отставки Каданникова капитализация “АвтоВАЗа” в РТС выросла более чем на 41% до $964,6 млн. Но вчера инвесторы засомневались – бумаги торговались хуже рынка и за день подешевели на 6%.