УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Прочистить коллекторы


Управлять компаниями, занимающимися водо- и энергоснабжением, и легче и труднее, чем другими. Электричество, вода и телекоммуникации нужны всем и являются к тому же естественными монополиями. Конкурентов у этих компаний мало или нет совсем.

Исторически поставщики коммунальных услуг были регулируемыми монополиями, как правило государственными, что позволяло им поднимать цены, чтобы компенсировать низкую эффективность. Управляли такими компаниями обычные инженеры, склонные подчеркивать важность технической культуры. Финансовый контроль интересовал их меньше, а на клиентов они и вовсе смотрели свысока.

В 80-е гг. по миру прокатилась волна приватизации. Топ-менеджерам теперь предлагалось из скромных главных инженеров превратиться в лидеров международного бизнеса. Старым профессионалам это не нравилось, они не адаптировались и уходили. Но некоторым нравилось вместе с молодежью играть роль стратегов, визионеров и мастеров заключать сделки.

У этой трансформации были последствия – плохие и хорошие. Штат начали резко сокращать, но иногда слишком резко. В коммунальном бизнесе появились цивилизованные финансовые департаменты и системы по работе с клиентами, которые были так нужны. Но амбиции превосходили возможности. Большая часть крупных компаний так велики потому, что они победили и переросли своих конкурентов. Но коммунальные службы велики просто потому, что всегда были естественными монополиями.

В результате росли затраты на деловые поездки: встречаться с политиками в Азии или Латинской Америке оказалось куда интереснее, чем чинить канализацию или спорить с местными регуляторами.

Стабильные денежные потоки естественных монополий давали возможность играть в экспансию, хотя о прибыли говорить было уже сложнее. Фондовый рынок требовал экспансии: темпы естественного роста в секторах газо-, электро- и водоснабжения были низкими, а чтобы избежать поглощения в телекоммуникационной сфере, компании стремились стать слишком большими, чтобы их можно было проглотить.

Самый яркий пример надувшегося и лопнувшего пузыря – Enron, еще 20 лет назад бывшая скромной, но прибыльной компанией Houston Natural Gas. Искажения отчетности разрушили компанию, но без них никак нельзя было скрыть растущие потери от международных операций и “нарисовать” себе хорошие показатели прибыли. Инвесторы, купившие при приватизации акции коммунальных компаний, в краткосрочной перспективе выиграли, но в долгосрочном периоде получили бы больше, если бы вложили деньги в индексный фонд.

Приватизация коммунальной сферы медленно и с большим опозданием, но дошла и до Европы. Однако уроки, столь дорогой ценой выученные британцами и американцами, Европа проигнорировала – сегодня ее коммунальные компании оказались в центре корпоративной лихорадки. Международные слияния и поглощения означают, что лондонцы покупают воду у немцев, электричество – у французов, а мобильную связь им скоро будут предоставлять испанцы. Внутристрановые же слияния воспринимаются лишь как средство набрать достаточный вес для этой глобальной игры. Этим компаниям нужно еще многому научиться в деле починки водопроводов, прежде чем заявлять права на управление другими компаниями. (FT, 22.11.2005)