Авиаторы выйдут из пике


После терактов 11 сентября 2001 г. и последовавшего затем рекордного роста цен на нефть американская индустрия авиаперевозок свалилась в штопор. В течение последних пяти лет авиакомпании переживали финансовые проблемы. Так, чистый убыток крупнейшего авиаперевозчика в мире American Airlines составил в 2004 г. $761 млн, вторая по величине в мире авиакомпания United Airlines, и вовсе заявившая о банкротстве, зафиксировала в прошлом году убытки в размере $1,7 млрд. Убытки Delta Airlines и Northwest Airlines, которые объявили о банкротстве совсем недавно – в октябре нынешнего года, составили $5,2 млрд и $862 млн соответственно. Чистый убыток пятого по величине американского авиаперевозчика Continental Airlines составил в 2004 г. $363 млн.

Но, похоже, кризис постепенно пошел на спад. Так, по подсчетам аналитиков, опрошенных информационным агентством Thomson Financial, для некоторых крупных операторов, среди которых Continental Airlines и Alaska Air Group (ее убыток за прошлый год составил $15,3 млн), сальдо баланса будет положительным в течение всего следующего года. Southwest Airlines, одна из немногих американских авиакомпаний, демонстрировавшая в последние годы положительные финансовые показатели, прогнозирует 15%-ный рост прибыли в 2006 г. Планируют получить прибыль в следующем году и American Airlines с United Airlines. Правда, отмечают в последней компании, это произойдет при условии, если цена на нефть не будет превышать $50 за баррель. Delta Airlines и Northwest Airlines оптимистичных прогнозов на следующий год не делают. Пока авиаперевозчики заняты решением вопросов по реструктуризации бизнеса.

Улучшению финансового положения американских авиакомпаний способствуют несколько факторов. Так, в последнее время вырос их пассажирооборот. По данным Ассоциации воздушного транспорта США, только за период с 19 по 29 ноября число пассажиров, перевезенных авиалиниями США, составило 21,7 млн человек – это максимальный результат за последние пять лет. Благоприятствует американским авиакомпаниям и постепенное снижение цен на нефть и нефтепродукты. В октябре нынешнего года цена за галлон топлива рванула до $2,40 (для сравнения: в октябре 2003 г. она составляла 82 цента), однако уже в начале ноября снизилась до $1,76 за галлон. Кроме того, авиаторам удалось за счет снижения зарплат работникам и увольнений уменьшить затраты на рабочую силу с 2002 г. на 24%.

Хорошей новостью для авиаторов стало также одобрение 18 ноября США и ЕС так называемого договора “Открытое небо”, который снимает ограничения на полеты через Атлантику для американских и европейских компаний. В частности, в рамках этого соглашения, которое вступит в силу после того, как его ратифицируют 25 стран ЕС, все авиакомпании из США получат доступ в британский Хитроу – основной стыковочный аэропорт между странами Америки и Европы. Сейчас в Хитроу летают только два американских авиаперевозчика – American Airlines и United Airlines. (Использованы материалы WSJ.)