“Газпром” в “Зените”


Предправления “Газпрома” петербуржец Алексей Миллер – страстный поклонник “Зенита”. Глава монополии не стесняется на публике выказывать свою симпатию клубу. Весной Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко повязали себе клубные шарфы “Зенита” и пообещали построить новый стадион для команды. “Газпром”, имея лишь блокирующий пакет акций команды, уже в течение нескольких лет выступает титульным спонсором клуба.

“Дочки” “Газпрома” уже владели контрольным пакетом акций “Зенита”. Но в 2002 г. клуб провел допэмиссию на 6,6 млн руб., большую часть которой выкупил входящий в состав Банкирского дома “Санкт-Петербург” Промстройбанк Санкт-Петербурга. В результате структуры Банкирского дома увеличили свой пакет до более 70%, а у “Лентрансгаза” остался блокпакет.

А на прошлой неделе “Газпром” выкупил более 70% акций “Зенита”, рассказали два источника, близких к Банкирскому дому “Санкт-Петербург”. Два источника в “Газпроме” подтвердили “Ведомостям” эту информацию. Структуру и стоимость сделки собеседники “Ведомостей” раскрывать не стали. Если верить оценкам экспертов, Коган неплохо заработал на футболе. Антон Дерлятка из консалтинговой компании A.T. Kearney считает, что эта покупка 70% акций “Зенита” могла обойтись “Газпрому” в “десятки миллионов долларов”. А директор по спорту маркетингового агентства Sportima Максим Белицкий оценивает сумму сделки в $30–40 млн. Представители “Газпрома” и Банкирского дома комментировать эту информацию отказались.

Российский футбол избалован вниманием крупного бизнеса. Свои команды есть у “Российских железных дорог” (“Локомотив”), “Базового элемента” (“Кубань”) и “Норильского никеля” (“Москва”), а у Fedcominvest их и вовсе две – московское “Динамо” и “Ростов”. Большой спорт давно стал элементом “социальной ответственности” бизнеса, а входной билет сюда по меркам корпораций стоит относительно недорого. Спонсорство крупной сырьевой компании – отличный трамплин для футбольного клуба. Скажем, в марте 2004 г. “Сибнефть” подписала крупнейший на тот момент в России спонсорский контракт с ЦСКА, обязавшись перечислить клубу $54 млн. Вскоре ЦСКА добился успехов: в этом году он выиграл чемпионат и Кубок России, а также впервые в истории российского футбола завоевал Кубок UEFA. “Газпром”, которому Роман Абрамович и его партнеры продали “Сибнефть”, прекращает действие контракта с ЦСКА.

“Газпром” купил фактически лишь брэнд. Источник в “Зените” говорит, что никаких значимых активов, за исключением тренировочной базы, у клуба нет. Стадион “Петровский”, на котором команда проводит домашние матчи, “Зенит” арендует у города. Новому хозяину ”Зенита” придется много вкладывать в команду. По словам источника в клубе, его бюджет в нынешнем году составил около $25 млн. Коммерческая деятельность, включая продажу билетов, приносит “Зениту” лишь около 10% доходов, говорит гендиректор “Зенита” Илья Черкасов. Значит, ежегодные вливания акционеров превышают $20 млн. Ни один российский клуб заработать столько не в состоянии, отмечает Дерлятка.

“Зенит” уже запланировал перемены. В начале декабря главный тренер команды Властимил Петржела в интервью “Спорт-Экспрессу” пообещал устроить революцию в команде, которая повергнет в шок его болельщиков. Футбольный агент Константин Сарсания прогнозирует, что на покупку трех-четырех классных футболистов “Зениту” придется потратить $10–15 млн. Бывший президент ФК “Крылья Советов” Герман Ткаченко считает, что “Газпрому” по силам превратить “Зенит” в одну из лучших команд Восточной Европы, если бюджет клуба будет не менее $40 млн.