ЦИФРА НЕДЕЛИ: $176 960. Не дороже “Сибнефти”


$176 960 – во столько, по данным Минэкономразвития, в 2005 г. обошелся бюджету один легковой автомобиль, закупленный для “федеральных государственных нужд”. Эта и другие аналогичные цифры, которые вчера обнародовали “Ведомости” (см. также статью на стр. А3) , не может не вызвать возмущения: совсем обнаглели проклятые чиновники – на глазах, не стесняясь, растаскивают народное добро. Она и вызывает – достаточно посмотреть, например, интернет-форум читателей “Ведомостей”. Чего она точно не вызывает, так это удивления – привыкли. И дело вовсе не в том, что еще царь Петр наказывал чиновника Меншикова за воровство на господрядах, а взятка всегда была одной из добрых русских традиций: не подмажешь – не поедешь, и все такое. Новейшая история России – это история перераспределения госсобственности за госсчет. В зависимости от направления этот процесс называют то приватизацией, то национализацией (а другие – просто воровством). Чиновники, как люди, по роду своих занятий распоряжающиеся государственными ресурсами, естественно, играют в этом процессе видную роль.

В 1990-е ельцинские годы коммерческие банки, уполномоченные государством держать бюджетные деньги, покупали на них (брали в залог без возврата) госпредприятия. Это была политика: передать управление экономикой в руки частных собственников. Про чиновников, отвечавших за процесс, тогда было более или менее известно, интересы какого банка кто представляет. Едва ли не единственный случай, когда государство вдруг (бюджетный дефицит попутал) попыталось провести честный аукцион по “Связьинвесту”, кончился скандалом и банковской войной – с делом писателей и последующим увольнением из правительства Чубайса и Немцова.

В 2000-е путинские годы государственные компании на свои (т. е. по сути государственные же), а в некоторых случаях и прямо бюджетные деньги покупают частные предприятия. Это снова политика: командные высоты в экономике должны оставаться за государством. Частный бизнес продает высоты за неплохие деньги. Про чиновников снова известно, что они имеют свой интерес, хотя в связи с пониженной информационной открытостью госорганов и общей переменой климата в стране указать на конкретное лицо стало сложнее.

И вот выясняется, что кто-то купил за госсчет слишком дорогой автомобиль (или переплатил за автомобиль). Безобразие? Безобразие, ну и что? Этот автомобиль явно не дороже “Сибнефти”, правда?