Ford отступает


Рабочие всеволожского завода “Форд” в начале ноября провели часовую предупредительную, а затем и недельную “итальянскую” забастовку, из-за которой завод недособрал около сотни машин. Они потребовали увеличить им оклады на 30%, выплачивать 13-ю зарплату, уравнять зарплаты для сотрудников разной квалификации, выполняющих одинаковую работу, а также допустить профсоюз к распределению средств соцстраха. Последнее требование администрация удовлетворила еще до “итальянской” забастовки. А на этой неделе на предприятии утверждена новая система начисления премий и зарплаты. В ней учтены пожелания профсоюзов, в том числе и относительно равной оплаты за выполнение одинаковой работы, говорит пресс-секретарь “Форд Мотор Компани” Екатерина Кулиненко. По ее словам, новая система начнет действовать с 1 января 2006 г.

Лидер заводского профсоюза Алексей Этманов подтвердил выполнение менеджментом еще одного требования рабочих. “Забастовки принесли результат”, – радуется он. По словам Этманова, после введения новой системы зарплата примерно 600 рабочих вырастет на 1000–2000 руб. в месяц. В следующем году профсоюз намерен продолжать борьбу за 30%-ное повышение зарплаты, говорит Этманов. Но Кулиненко считает, что это требование профсоюза сейчас не может быть удовлетворено. Однако переговоры будут продолжены, подтверждает она. По словам Кулиненко, зарплата на заводе ежегодно пересматривается с учетом рыночной ситуации и инфляции. С момента запуска завода в 2002 г. средняя зарплата, по ее словам, выросла на 58,7%.

По мнению аналитика “АВК-Аналитики” Елены Шашкиной, уступки профлидерам незначительно повысят расходы “Форд Мотор Компани”. По ее словам, компании важно удержаться на рынке с учетом ожидаемых темпов роста, пусть и путем уступок рабочим. “Угроза забастовки – минус для компании, – отмечает Шашкина. – Нигде больше на машиностроительных предприятиях рабочие бастовать не рискуют”.

На петербургских промышленных предприятиях с западным капиталом “синие воротнички” получают от $400 до $1200 в месяц, говорит партнер агентства Top Hunt Ольга Чеботкова. На рынке труда у “Форда” сложилась репутация компании, которая держит самую низкую планку по зарплатам, говорит Чеботкова. “В условиях острого дефицита квалифицированных рабочих это рискованная стратегия, – отмечает эксперт. – Скорее всего, компании придется пойти на выполнение условия рабочих”.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает повышение зарплаты на 30% слишком значительным. Это в два с лишним раза выше роста инфляции, напоминает она. Если администрация пойдет на такие уступки, это вполне может сказаться на стоимости автомобилей, которые выпускаются во Всеволожске, полагает она.