ИНТЕРВЬЮ: Сергей Пахомов, председатель Москомзайма


Дать в долг Москве хотят многие, но постоянное превышение планов столичного бюджета по доходам не позволяет удовлетворить аппетиты инвесторов. Вместо того чтобы порадовать их новыми облигациями на 20 млрд руб., предусмотренных бюджетом 2005 г., Москва досрочно выкупила часть своего долга. В интервью “Ведомостям” председатель Москомзайма Сергей Пахомов признался, что многие инвесторы лично говорили ему о “разочаровании в нашей долговой политике”, и рассказал, на каких условиях Москва разместит в 2006 г. облигации на сумму 56 млрд руб.

“Мы не влезаем в отношения инвесторов и налоговых органов”

– Москва сейчас активно рекламирует свою программу по продаже облигаций населению. Несколько лет назад вы так же активно предлагали согражданам купить облигации сберзайма, но этот проект провалился. Чем новая программа отличается от старой?

– У нас было несколько попыток выпусков займов, предназначенных исключительно для населения. В 1997 г. мы выпускали облигации на бумаге и продавали их через систему банков-агентов. Но до частных инвесторов они так и не дошли – банки покупали эти облигации и оставляли их у себя в портфелях.

– Они делали это сознательно?

– Конечно. Для банков покупка облигаций – уже осуществленная рыночная операция, и заниматься еще какой то работой, тратить на нее человеческие и временные ресурсы им невыгодно.

– Но ведь они за это получали комиссию.

– Да, они перепродавали бумаги с более низкой доходностью и могли заработать, но, как правило, делали это без энтузиазма, чисто формально. А если продукт не продвигать на рынок, то, естественно, его никто не покупает. Та же самая ситуация была с облигациями сберзайма, которые мы выпускали в 2003 г.

– Но ведь была такая громкая рекламная кампания. Кстати, сколько на нее было потрачено денег?

– В 1997 г. – я не помню, а в 2003 г. – около 70 млн руб. Это большая сумма, и реклама была очень продуктивна. К нам поступили десятки тысяч обращений от частных инвесторов. Оба выпуска, каждый по 1 млрд руб., один – сроком на один год, другой – на полтора года, были полностью реализованы. Но когда мы стали разбираться по результатам, выяснилось, что, помимо того что займы были достаточно затратными с точки зрения рекламы, частным инвесторам досталось совсем немного.

– Кто же их купил?

– Бумаги покупали профессиональные участники рынка ценных бумаг, маскируясь под частных инвесторов.

– То есть?

– Например, незадолго до закрытия приходят в отделение банка-агента, допустим, три хорошо одетых молодых человека. Становятся в очередь, каждый просит продать ему московские облигации, предназначенные для частных инвесторов, каждый готов вложить по 30 млн руб. Все оформлено, четко организовано. Но понятно, что это вовсе не частные инвесторы, а работники брокерских или инвестиционных компаний, которые решили заработать на разнице в доходностях между бумагами, торгующимися на бирже и продаваемыми населению.

– Почему возник такой разрыв?

– Чтобы повысить ликвидность, мы с самого начала прошли листинг на ММВБ. Котировки на бирже постоянно росли, а продажа облигаций населению предполагает, что хотя бы неделю мы обязаны держать один уровень доходности. Мы не можем менять его из-за колебаний рынка несколько раз в день. Это невозможно даже технологически. Вот и получилось, что у банков-агентов можно было купить бумаги с доходностью немного выше, чем на биржевом рынке. А потом продать их в течение одного-двух дней, заработав при этом 1,5–2% на разнице. Это очень хорошие деньги для профессионала в пересчете на годовую доходность.

– А как-нибудь вычислить и наказать нарушителей?

– Как же мы их накажем? Соблюдаются все правила, формально они ничего не нарушают Это законный арбитраж между рынками. Поверьте, эти люди знают, как снять с себя подозрения. Там все было законно, не подкопаешься. Деньги перечислялись безналично, по банковским каналам, а банки сейчас в этом отношении очень щепетильны. Мы никогда не влезаем в отношения частных инвесторов и налоговых органов, не посылаем никому никаких извещений. Это дело банков-агентов.

“Даем рекламу в метро”

– Получается, что вы разместили все облигации, но проект оказался неудачным.

– Не совсем. Мы привлекли внимание населения. У нас все-таки было около 1000 реальных мелких частных инвесторов. Причем не только в Москве, но и по всей России. Реклама шла по общероссийским каналам, печаталась в региональной прессе. О московских облигациях узнали все. Но механизма продажи облигаций населению в регионах у нас не было и до сих пор нет.

– Что же делать провинциальным инвесторам, которые жаждут вложить деньги в столичные долги?

– Они могут купить бумаги через брокеров, а напрямую – только в случае приезда в город.

– А через Интернет?

– Отсутствует электронно-цифровая подпись. Нет соответствующего закона.

– И вы решили изменить схему размещения облигаций?

– Да. Сберзаймы уже погашены, и сейчас мы продаем наши облигации напрямую – через 100%-ную дочернюю компанию “Гарант-М”. Она реализует их строго по биржевой доходности и гарантирует выкуп по рыночным ценам.

– И каковы результаты? Сколько частных инвесторов вам удалось привлечь?

– Сейчас нашими бумагами владеют 67 частных лиц. Они вложили около 7 млн руб. Некоторые заключали сделки несколько раз, и поэтому на сегодня заключено 92 договора.

– Негусто.

– Согласен. Но это цифра только по “Гаранту-М”. А это не единственный канал. Купить облигации частные инвесторы могут и на бирже через брокеров. Но такой статистики у нас, к сожалению, нет. Интерес же с их стороны достаточно велик. Если мы даем рекламу, скажем, в метро, то нам в день поступает несколько десятков звонков. Причем надо отметить, что уровень подготовки людей очень высок. Им уже не надо объяснять, что такое облигация, что такое город Москва. Их, как правило, интересует доходность.

– В этом смысле московские бумаги – не самые привлекательные инструменты. На них много не заработаешь.

– Да, нынешний уровень доходности – от 5% до 6,8% годовых – вдвое ниже уровня инфляции. И депозиты в банках выглядят предпочтительнее для населения.

– Может, все дело в этом: низкая доходность – крошечный спрос?

– Все относительно. Банк заплатит более высокий процент только по истечении срока вклада, в противном случае он может не только не заплатить проценты, но и взять комиссию за досрочное расторжение договора. А наши бумаги можно продать в любой день с рыночной доходностью. Кроме того, можно заработать на колебаниях котировок. В прошлом году рынок рос очень быстрыми темпами, и многие инвесторы начали фиксировать прибыль уже во время выплаты первого купона. Когда в прошлом году мы погашали первый сберзайм, выяснилось, что 95% выпуска скопилось в руках российской “дочки” крупного иностранного банка.

– Почему вы отказались от выпуска сберзайма, ведь частным инвесторам, особенно неискушенным, комфортнее иметь на руках бумагу, а не выписку по счету?

– Это анахронизм. Выпуск облигаций в бумажной форме, печать бланков, системные схемы защиты, транспортировка, охрана – все это увеличивает издержки на 2–2,5%. Непозволительная роскошь.

– А зачем Москве вообще нужны частные инвесторы? Может, проще общаться с профучастниками?

– Нам нужны всякие инвесторы, в том числе и частные. Все-таки основа фондового рынка как глобального, так и российского – сбережения домохозяйств.

“Мы избавились от огромной денежной подушки”

– Насколько может быть велик размер долга Москвы?

– Бюджетный кодекс разрешает региону иметь общий долг в сумме не более 100% от его годовых бюджетных доходов. То есть долг Москвы, например, теоретически мог бы составлять сейчас порядка 500 млрд руб. У нас он сейчас значительно ниже – меньше 90 млрд руб. Мы сознательно наложили на себя дополнительное ограничение – максимум 33% от годовых бюджетных доходов, а де-факто у нас меньше 20%.

– Москва – один из крупнейших заемщиков, ее бумаги служат ориентиром для всего рынка, но из-за сверхплановых доходов город сокращает свой долг. Не боитесь, что, утратив ликвидность, московские облигации перестанут пользоваться спросом?

– Действительно, в этом году мы планировали увеличить объем рынка облигаций на 20 млрд руб., а пришлось сократить его на 10 млрд руб. Но текущего размера – порядка 50 млрд руб. – вполне достаточно, для того чтобы сохранять высокую ликвидность.

– Но люди-то ждут.

– Ждут. Многие профучастники лично мне высказывали свое разочарование в нашей долговой политике. Но то, что произошло с нашим долгом в этом году, было неизбежно. Бюджет Москвы исполняется очень хорошо: доходы в среднем на 15% превышают план. Это приводит к тому, что каждый год начиная с 2001 г. у нас образуется переходящий остаток, сопоставимый с запланированным объемом займов. Вот и встал вопрос о том, чтобы на инвестиционные цели направить этот остаток, а деньги не занимать. В этом году город так и сделал – правда, пришлось не только не занимать, но еще и выкупить часть обращающихся на рынке облигаций. Всего на выкуп бумаг с рынка было выделено 14 млрд руб. Из погашаемых в 2006 г. облигаций Москвы в рублях объемом 16 млрд руб. выкуплено на сумму более 10 млрд руб.

– Каким образом происходит выкуп?

– Ничего особенного. “Гарант-М” выходит на рынок и покупает облигации по рыночным котировкам.

– Но разве это не создает почву для инсайда?

– Исключено. Во-первых, есть определенная этика. Во-вторых, все наши действия предельно прозрачны: мы еженедельно публикуем подробный отчет о наших операциях на вторичном рынке. Сыграть на этом невозможно. К тому же мы не просто не скрываем своих планов, но и, напротив, оповещаем о них инвесторов. Часть бумаг мы даже выкупили на специально организованных аукционах.

– Так что же, в 2006 г. новых бумаг Москвы можно не ждать?

– Вовсе нет. Мы избавились от огромной денежной подушки и можем снова привлекать деньги. Переходящий остаток скорее всего сохранится, но он уже не будет таким угрожающим. Бюджет на следующий год предусматривает объем заимствований в размере 72 млрд руб. За счет досрочного выкупа облигаций, погашаемых в 2006 г., эта цифра будет меньше на 10 млрд руб. Из оставшихся 62 млрд руб. новые размещения составят 56 млрд руб.

– Какие это будут выпуски по объему, срокам?

– Облигации будут выпущены на три, пять и 10 лет. Если все будет хорошо, то мы разместим и 15-летние бумаги. Объем 10-летнего выпуска составит порядка 20 млрд руб., а 15-летнего – 30 млрд руб.

– Вы собираетесь привлечь все 30 млрд руб. за один раз?

– Нет, в несколько этапов. Пока еще это слишком большая сумма для нашего рынка. Скорее всего в следующем году мы разместим половину этого выпуска, а остальное доразместим в 2007 г.

– А вы собирались выпускать 30-летние облигации. Эта идея еще жива?

– Мы не то чтобы собирались. Мы просто увеличили в законе о бюджете города максимальную длительность своих долговых обязательств до 30 лет, но пока предложить такие бумаги инвестору не планируем. Таких длинных денег у российских инвесторов нет, а иностранцы, насколько мне известно, готовы вкладывать деньги в основном в пределах пяти лет. К тому же это экономически нецелесообразно. Ставки для таких длительных займов достаточно высоки, а плавающих ставок в России нет.

“Внешние займы получаются бесплатными”

– Вы не раз говорили, что запрет на внешние займы для регионов пора отменить. Может быть, привлечение денег на Западе уже не так привлекательно, ведь ставки внутри страны значительно упали?

– Ставки в России, конечно, упали, но они все еще гораздо выше, чем на международном рынке. Если бы мы сегодня размещали 10-летние еврооблигации в евро, то вполне могли бы рассчитывать на 4,5% годовых. А здесь такие деньги обошлись бы нам не меньше чем в 7% годовых. Согласитесь, что 3% в течение 10 лет – очень хорошая экономия. А с учетом того что рубль у нас имеет тенденцию к укреплению, внешние займы фактически получаются бесплатными.

– То есть вы ждете отмены запрета и поправок в Бюджетный кодекс?

– Экономический смысл есть, но я думаю, что вносить поправки в Бюджетный кодекс сейчас никто не станет. Государство свой долг сокращает. Очевидно, что одной рукой погашать, а другой – занимать нецелесообразно. Правительство уже обеспокоилось огромными аппетитами госкомпаний. К тому же по всем международным правилам займы регионов – это прямой государственный долг.

– А вы одобряете идею заморозить внешние займы госкомпаний?

– Это нелогично. Разве “Газпром” может привлечь несколько миллиардов долларов внутри страны на 10, 15 лет для какого-нибудь стратегически важного проекта, например Северо-Западного газопровода? Здесь таких ресурсов нет.

– Но вот Татарстан придумал, как обойти запрет. Республика рублями прогарантировала валютный заем своей “дочки” – компании “Связьинвестнефтехим”. Почему бы не последовать ее примеру?

– Не исключаю, что кто-нибудь так и поступит, в том числе и Москва, если вдруг понадобятся значительные валютные средства на стратегически важные для города проекты.

– Как вы относитесь к переводу регионов на обслуживание в Федеральное казначейство?

– У Москвы собственное казначейство, оборудованное по последнему слову техники, и никакого смысла переводить столицу в Федеральное казначейство нет. А с точки зрения долга даже возникает дополнительный технический риск. Если наши долговые платежи будет проводить Федеральное казначейство, то мы не можем быть на 100% уверены в том, что все операции пройдут вовремя. Сейчас, если возникают какие-то проблемы, мы можем решить их в течение нескольких часов, а Федеральное казначейство просто выставит нас за дверь.