Сплавляют никель

М. Стулов

Слухи о том, что “Норникель” может стать госкомпанией, поползли в начале осени с подачи Brunswick UBS, опубликовавшей отчет “Кремлевские выкупы: конец эры?”. В нем делалось смелое предположение о том, что госкомпания “Алроса” может выкупить “Норникель”. Авторы отчета писали, что это лишь их гипотеза, основанная на последних событиях в российском бизнесе, прежде всего выкупе “Газпромом” “Сибнефти”. С тех пор информация о переговорах между владельцами “Норникеля” и “Алросы” постоянно циркулировала по рынку, а на этой неделе об этом со ссылкой на неназванные источники написала британская The Times.

Потанин и Прохоров могут стать партнерами государства в объединенной компании, созданной на базе “Норникеля” и “Алросы”. Это сенсационное заявление в интервью региональной радиостанции “Авторадио-Красноярск” вчера сделал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. “На разных уровнях, на уровнях двух предприятий [“Алросы” и “Норникеля”] ведутся переговоры... о возможных подходах к слиянию этих двух компаний, при котором 25% должно сохраниться на уровне государства в этой объединенной компании, а акционеры компаний будут владеть остальным пакетом – 75%”, – объявил вчера губернатор. Напоследок он уточнил, что ни договоренностей, ни решений, ни “даже намеков на проект решений” нет.

В самих компаниях это категорически отрицали, а в ноябре вероятность такой сделки и сами переговоры опроверг и министр финансов Алексей Кудрин, председатель наблюдательного совета “Алросы”. Вчера “Алроса” и “Интеррос” опровергали слова Хлопонина. К вечеру и сам он пошел на попятную. “Мои слова неверно интерпретировали. Никаких переговоров не было и не могло быть, поскольку обе компании находятся в процессе реорганизации”, – заявил “Ведомостям” через своего представителя Хлопонин. Схему слияния, в которой 25% объединенной компании могло бы отойти государству, а остальное – инвесторам, Хлопонин называет своей личной точкой зрения на то, как такая сделка могла бы быть структурирована.

Еще одну версию вчера выдвинул источник, близкий к “Норникелю”. По его словам, идею объединения “Норникеля” и “Алросы” охотно обсуждают между собой чиновники. “А на встречах с Потаниным они интересуются, как бы тот отнесся к такому предложению”, – добавляет он. Впрочем, “Ведомостям” не удалось обнаружить среди чиновников свидетелей таких бесед. “Какие-то слухи про “Норникель” были, но ничего определенного я сказать не могу”, – признается чиновник Кремля.

Опрошенные “Ведомостями” предприниматели не готовы просто так отмахнуться от заявления губернатора. Хлопонин давно знаком с Прохоровым и Потаниным: до своего избрания в 2001 г. губернатором Таймыра он работал гендиректором “Норникеля”. “Губернатор знает, о чем говорит, от самих Потанина и Прохорова, с которыми провел новогодние каникулы”, – полагает один из знакомых чиновника. “У Александра большой опыт работы с прессой. И случайно оговориться он вряд ли мог”, – сомневается бизнесмен, знакомый с Хлопониным. К тому же компании вообще часто не подтверждают слова чиновников, даже самых высокопоставленных. “Сибнефть” и “Газпром” не признались в том, что ведут переговоры по продаже пакета Романа Абрамовича, даже когда о них в июле публично заявил президент Владимир Путин.

Некоторые из опрошенных “Ведомостями” чиновников и участников рынка допускают, что владельцы “Норникеля” могли сами просигнализировать государству о готовности вести переговоры о продаже “Норникеля”. Ведь “Интеррос” уже продал госкомпаниям свои доли в “Пермских моторах” и “Силовых машинах”. “История с Хлопониным похожа на сигнал властям, что Потанин и Прохоров заинтересованы в сделке с государством”, – считает вице-президент крупного банка. “Скорее всего инициатором был Потанин. Он устал и хочет выйти из “Норникеля”. Но эти переговоры ничем не закончились”, – считает бизнесмен, знакомый с Потаниным.

Сделка с “Норникелем” маловероятна до того, как государство не увеличит свой пакет в “Алросе” до контрольного, уверен аналитик “Траста” Михаил Галкин. Но рынку заявление Хлопонина совсем не понравилось: акции “Норникеля” в РТС вчера подешевели почти на 2% при капитализации $16,4 млрд.