ВЕКТОР


Живучие схемы

Благодаря либерализации рынка акций “Газпрома” исчезла потребность в разнообразных схемах и производных инструментах, позволявших иностранным инвесторам покупать местные, более дешевые бумаги газовой монополии. И инвестбанкиры, предлагавшие иностранцам такую услугу, стали сворачивать свои программы, еще недавно приносившие неплохой доход. В начале января о грядущей ликвидации двух фондов – Novy Neft и Novy Neft II – сообщила британская компания Charlemagne Capital. В результате снятия запретов на владение местными акциями “Газпрома” им целесообразнее прекратить свое существование, пояснили управляющие фондов в своем пресс-релизе. Но последовать их примеру решили не все поклонники российского газа. Компания RenGaz, созданная в апреле 2004 г. на Кайманах группой “Ренессанс Капитал”, уходить с рынка пока не собирается. Несмотря на либерализацию, не все иностранцы готовы покупать местные бумаги концерна – слишком велики инфраструктурные риски – и вкладывают деньги исключительно в АДР, поясняют в “Ренессансе”. Но расписки выпущены всего на 10% акций монополии, расширение программы АДР требует времени, и до тех пор RenGaz – хорошая альтернатива прямым инвестициям в “Газпром”. Продолжает существование и еще один “газпромовский” фонд – Pharos Gas Investment Fund под управлением финансовой группы Pharos, созданной бывшим партнером и топ-менеджером “Атона” Питером Хеллораном. Впрочем, в Pharos всерьез задумываются о расширении инвестиционной декларации фонда, например о включении в портфель бумаг других российских компаний газового сектора.

Чужие здесь не ходят

Новые правила лицензирования услуг связи, на днях утвержденные правительством, всерьез озадачили сотовых операторов. Дело в том, что они позволяют проводить аукцион только на абсолютно свободные радиочастоты, которых в нашей стране, похоже, нет. Как пояснил представитель одной из сотовых компаний, с 9 кГц до 400 ГГц все уже занято. К примеру, сотовые GSM-операторы делят 900 мГц с системой ближней навигации и посадкой самолетов, а 1800 мГц – с системами радиорелейной связи. В результате в определенных местах сотовым операторам запрещено устанавливать базовые станции. На частично занятые или расчищенные от военных нужд частоты проводится не аукцион, а конкурс. Это менее прозрачная процедура, причем обсуждение и оценка конкурсных заявок будет проводиться на закрытом заседании комиссии, где присутствие представителей Минэкономразвития и антимонопольных органов не обязательно. Более того, у заявителя не должна быть приостановлена его экономическая деятельность, что сделать очень просто. Операторы отмечают, что Россвязьнадзору несложно найти какую-нибудь причину, чтобы временно приостановить деятельность компании. Эти условия создают чиновникам возможность не допустить к конкурсу неугодного участника, просто приостановив его работу на период принятия решения комиссии.

Заманчивые аэропорты

“Шереметьево” официально и окончательно уступил “Домодедово” титул главных воздушных ворот страны. Оба аэропорта вчера подвели итоги года. “Домодедово” обслужил 13,96 млн человек против 12,17 млн у “Шереметьево”. Отрыв почти в 2 млн пассажиров – это уже серьезно. Примерно столько в 2004 г. обслужил третий московский аэропорт – “Внуково”. “Домодедово” впервые опередил “Шереметьево” в феврале 2005 г. Тогда разница была минимальной – 427 пассажиров. “Шереметьево” грозился вернуть первенство, но “Домодедово” лишь увеличивал разрыв. Правда, победа досталась ему дорогой ценой. В 1998 г. “Домодедово” стал частным, перейдя в собственность группы “Ист Лайн”. А этой весной чиновники оценили ценность актива: Росимущество оспорило его передачу “Ист Лайну”. Кроме того, “Домодедово” не рассчитало свои силы и получило те же очереди и задержки, что в свое время подкосили “Шереметьево”. Лучше всех чувствовал себя “Внуково” – самый свободный сегодня аэропорт. Хотя его пассажиропоток рос быстрее всех. К 2008–2009 гг. все три игрока рассчитывают сравняться по мощности. А чиновники примерно тогда же обещают заняться приватизацией “Шереметьево”. Но, глядя на то, как развивалась история с “Домодедово”, с трудом верится, что правительство захочет расставаться с таким ценным активом. Государство скорее, наоборот, захочет добавить к нему “подросшие” “Внуково” с “Домодедово”, создав аэропортовый мегахолдинг. Намеки на это слышны уже сегодня. За последние полгода чиновники Минтранса уже не раз заявляли об идее лет через пять создать единую управляющую компанию для всех аэропортов Москвы. Правда, как это сделать, они пока не объясняют.