“Газпром” ставит на Узбекистан


О планах “Газпрома” инвестировать до $1,5 млрд в узбекские месторождения заявил вчера президент Узбекистана Ислам Каримов, сообщила пресс-служба “Газпрома”. Деньги будут вкладываться в освоение Устюртского региона республики. И первый транш инвестиций на $260 млн пойдет на его геологоразведку в 2006–2008 гг. Вчера Каримов и предправления “Газпрома” Алексей Миллер договорились, что до середины года “Газпром” и “Узбекнефтегаз” подпишут соглашение о разделе продукции по Устюртскому региону. Срок этого соглашения должен составить 25 лет. И если “Газпром” обнаружит запасы газа, то получит исключительное право в переговорах по их освоению. А продажей этого газа эксклюзивно займется “Газэкспорт”, говорится в сообщении газового монополиста.

“Газпром” давно провозгласил Центральную Азию зоной повышенного интереса. Пока концерн добился успеха только в трех бывших советских республиках – Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Причем в последнем проектов больше всего. Первым СРП “Газпрома” в Узбекистане стал проект по восстановлению добычи газа на месторождении Шахпахты. Соглашение вступило в силу весной 2004 г. Правда, добыча пока минимальна – 0,5 млрд куб. м в год.

Впрочем, для “Газпрома” это совершено не принципиально, как и лишние $1,5 млрд в новый узбекский проект, считает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Основную прибыль “Газпром” получает от транспортировки и маркетинга газа. Но если в России у “Газпрома” есть политический ресурс для того, чтобы сохранять монополию на транспорт и экспортные поставки, то в Азии пока есть независимые игроки, на которых “политически” “Газпром” влиять не может, рассуждает Лукашов. Самый верный вариант решения этой проблемы – зависимость от технологий “Газпрома”. С ним согласен и Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. “Любые инвестиции “Газпрома” усиливают его влияние и повышают лояльность местных властей. Так компания одновременно получает и собственный газ для реализации по СРП, и льготы в транспортировке, выборе партнеров и проч.”, – рассуждает эксперт. Причем первые шаги в этом направлении “Газпром” уже сделал – заключил партнерское соглашение на транспорт узбекского газа для потенциального конкурента, “Лукойла”. Два года назад нефтяная компания уже подписала свое СРП с “Узбекнефтегазом” по проекту Кандым-Хаузак-Шады.