ВОПРОС ДНЯ: Что надо знать о российских чиновниках?


Если все ограничится мерами, связанными с реализацией механизма контроля, то это не даст никакого эффекта. Нужна четкая политическая воля. Контроль за доходами – одна из мер. И я считаю, что членам семей госчиновников тоже необходимо подавать декларации. Об эффективности подобных мер косвенно свидетельствует нежелание чиновников соглашаться с ними, ограничение полномочий очень негативно воспринимается. Требовать предоставления информации нужно в масштабе, который позволил бы оценить проблему коррупции среди чиновников и их зависимость от “денежного предложения” при принятии решений.

Сергей Беляков, зампред налогового комитета РСПП

У меня создается впечатление, что у нас такие меры вводить еще рановато. Если сразу вводить какие-то нормы, которые трудновыполнимы, то заведомо их применение в массовом масштабе приведет к тому, что их просто отторгнут, они не будут работать. Надо действовать постепенно. Какие-то шаги в этом направлении уже были сделаны. В частности, у нас есть нормы, которые запрещают, занимая государственный пост, одновременно управлять предприятиями, но, например, владеть акциями разрешается. Но неизвестно, ведется ли отчетность. Вопрос также связан с оплатой госслужащих. Сейчас чиновникам, правда, уже повысили зарплату. Но дело в том, что подобные претензии можно предъявить только людям, которые прилично зарабатывают. Информацию же нужно требовать подробную. По мере того как возникают эксцессы, связанные со злоупотреблениями, можно расширять список требований по раскрытию информации. Должна быть рассмотрена практика тех злоупотреблений, которые бывают в аппарате.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, президент фонда “Либеральная миссия”

Для меня интересен всего лишь один вопрос. Следует узнать стоимость и происхождение часов на руках у чиновников, а также стоимость костюмов и галстуков. Это будет достаточно показательно – я примерно представляю себе их стоимость.

Константин Ремчуков, издатель “Независимой газеты”

Я полагаю, что ужесточение требований к подаче декларации о доходах в российских условиях при изобретательности наших коррупционных механизмов приведет просто к усложнению технической задачи – скрыть эти источники доходов. По большому счету знание этих нюансов – кто и сколько проиграл на бирже или получил денег от каких-то компаний – не сильно обогатит представление российского общества о госчиновниках. Все будут знать, что они все равно крадут и врут. Я полагаю, что люди должны знать о российских чиновниках следующее. Первое: являются ли они патриотами, их идеологический облик. То есть что они реально сделали для Родины. Эту вещь гораздо сложнее подделать. Второе: люди должны знать об их религиозных и этических взглядах.

Александр Дугин, директор Центра геополитических экспертиз