За “Роснефтью” присмотрят


Еще в 2004 г. президент Владимир Путин объявил, что государство отдаст “Газпрому” “Роснефть” в обмен на 10,74% газовой монополии. Таким образом правительство рассчитывало консолидировать в своих руках контрольный пакет акций газовой монополии. Но “Роснефти” удалось сохранить независимость. В декабре 2004 г. госкомпания купила “Юганскнефтегаз”. Это существенно изменило не только финансовые показатели “Роснефти”, но и ее риски. А в мае занимавший тогда должность руководителя администрации президента Дмитрий Медведев объявил, что слияния компаний не будет, а необходимое количество акций “Газпрома” государство приобретет за деньги. Во втором полугодии 2005 г. “Роснефтегаз” за счет кредита зарубежных банков купил у “дочек” “Газпрома” 10,74% акций концерна. До конца года он рассчитался за приобретенные акции. Планируется, что “Роснефтегаз” будет ликвидирован после погашения кредита на $7,6 млрд, взятого для покупки 10,74% акций “Газпрома”, а акции “Роснефти” и “Газпрома” перейдут в прямое владение государства.

Правительство сформировало список кандидатов в совет директоров “Роснефтегаза”. Как гласит сообщение пресс-службы правительства, на пять мест в нем претендуют заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин, президент “Роснефти” Сергей Богданчиков, начальник управления Росимущества Глеб Никитин, заместитель руководителя Росэнерго Евгений Терпугов и член правления “Газпрома” Константин Чуйченко. О готовящемся выдвижении первых четырех кандидатов было известно еще в начале года. Месяц назад Минэкономразвития предложило правительству включить Сечина, Богданчикова, Никитина и Терпугова в список кандидатов.

Чиновники вчера не объясняли, чем вызвано выдвижение Чуйченко в совет “Роснефтегаза”. А сам он полагает, что это связано с его кураторством продажи акций “Газпрома” “Роснефтегазу”. “Правительство могло руководствоваться тем, что “Роснефтегазу” принадлежит 10,74% акций “Газпрома”, – добавляет представитель “Газпрома”. А источник, близкий к руководству “Газпрома”, напоминает, что Чуйченко является давним знакомым вице-премьера, председателя совета директоров газовой монополии Дмитрия Медведева. Собеседник “Ведомостей” допускает, что тот мог поспособствовать продвижению Чуйченко в совет “Роснефтегаза”. В “Роснефти” инициативу правительства комментировать не стали.

Эксперты считают закономерным приход Чуйченко в “Роснефтегаз”. “Газпром” в лице предправления Алексея Миллера и Медведева не хотят упускать из-под контроля такого крупного акционера, рассуждает Дмитрий Царегородцев из FIM Securities. “Монополии нужен представитель, который будет сообщать о происходящем, – продолжает он. – Ведь несмотря на то что “Газпром” и “Роснефть” принадлежат государству, они остаются конкурентами”. Впрочем, серьезно повлиять на деятельность “Роснефти” Чуйченко не сможет, говорит руководитель аналитического управления “Атона” Стивен Дашевский. “Роснефтегаз” не операционная компания, поэтому этот совет скорее “номинально-политический”, – поясняет он.