Слишком дешево


Действия “Спасских ворот” возмутили конкурентов. “Такие методы разрушают имидж страховой отрасли в глазах клиентов, уверенных, что действующие тарифы позволяют компаниям жить припеваючи”, – негодует представитель компании, входящей в десятку лидеров рынка автогражданки. А вот “Росгосстрах Северо-Запад” свое недовольство решил выразить открыто и обратился с жалобой в ФАС. Правда, исход разбирательства не очевиден. “Схема достаточно интересная. Странно, что ее больше никто не использовал”, – недоумевает один из страховщиков.

В конце прошлого года на петербургских улицах появилась реклама, предлагавшая членам Союза садоводов РФ и Всероссийского общества автолюбителей приобрести полис ОСАГО в компании “Спасские ворота” со скидкой в 25%. По закону страховщики могут снижать тариф не больше чем на 10% – и то при условии двух лет безаварийной езды. В “Спасских воротах” этот предел не превышали, а дополнительную скидку в 15% клиентам предоставляли Центральное земельное агентство, действовавшее от имени Союза садоводов РФ, индивидуальный предприниматель Вахтанг Трахтенберг, представлявший Всероссийское общество автомобилистов, а также страховой брокер “Авто-Питер”. Все они являются партнерами “Спасских ворот”, установили в ФАС, рассказывает ведущий специалист отдела контроля и надзора на рынке финансовых услуг и экономической концентрации УФАС Ариадна Бычкова. Таким образом, нарушается статья 15 закона “О защите конкуренции”. По словам Бычковой, 7 февраля УФАС по Петербургу и Ленобласти вынесло страховщику предписание запретить своим партнерам продавать полисы со скидкой выше 10%, а также изменить текст рекламы.

В “Спасских воротах” считают претензии ФАС необоснованными. “Мы предоставляли только те скидки, которые предусмотрены законом об ОСАГО за безаварийную езду”, – заверила “Ведомости” директор по работе с регионами “Спасских ворот” Елена Фельгенгауэр. Она признает, что общественные организации возвращают страхователям часть взносов. Но уверяет, что эти деньги не принадлежат компании. Фельгенгауэр не исключает, что “Спасские ворота” обжалуют решение ФАС.

В петербургском филиале “Спасских ворот” отказались рассказывать об отношениях страховщика с Центральным земельным агентством, Вахтангом Трахтенбергом и “Авто-Питером”. На официальном сайте агентства находится объявление о 25%-ной скидке на полис ОСАГО для членов Союза садоводов РФ. А стать членом Союза садоводов РФ можно прямо в офисе агентства одновременно с покупкой полиса ОСАГО. “После появления этих объявлений мы только страхованием и занимаемся”, – отметила сотрудница агентства.

ФАС не впервой разбираться с занижением стоимости ОСАГО. В прошлом году многие предлагали клиентам скидки и подарки при покупке полиса автогражданки. Самую масштабную акцию – “Купи полис – получи подарок на 1000 руб.” в конце года запустил “Росгосстрах”. ФАС заинтересовалась, из каких денег компания оплачивает подарки, а Росстрахнадзор выдал “Росгосстраху”, а также Московской страховой компании, “РЕСО-Гарантии”, “Максу”, “Ингосстраху”, СКПО, “Спасским воротам”, “Генстрахованию” и “Гранду” предписания за рекламу скидок и подарков. Все эти компании почти сразу исправили нарушения, рассказал “Ведомостям” начальник управления надзора и финансового контроля Росстрахнадзора Виталий Метельков. А ФАС до сих пор расследует акцию “Росгосстраха”, говорит замруководителя службы Андрей Кашеваров. “Мы ждем ответа из Российского союза автостраховщиков, чтобы понять, ущемила ли реклама “Росгосстраха” интересы других страховых компаний”, – рассказал Кашеваров.