Война не помогла


После того как американские войска начали военную операцию в Ираке в марте 2003 г., добыча нефти временно прекратилась. Но к началу 2004 г. Ирак почти восстановил ее объемы до довоенного уровня, который составлял порядка 2,5 млн баррелей в сутки. По мере того как сопротивление набирало силу, объемы производства падали. Тем не менее в период 2004–2005 гг. иракским нефтяникам удавалось добывать в среднем по 1,8–2 млн баррелей в день и таким образом обеспечивать порядка 2% мировой потребности в черном золоте.

В конце прошлого года поток иракской нефти начал иссякать. По данным Международного энергетического агентства, если в III квартале 2005 г. Ирак производил в среднем по 1,96 млн баррелей в сутки, то в IV квартале этот показатель снизился до 1,66 млн баррелей. В январе добыча упала до 1,5 млн баррелей.

По оценке министерства энергетики США, нарушения в поставках на мировой рынок, вызванные оккупацией Ирака, стали крупнейшими за послевоенную историю (не считая национализации нефтяной промышленности Ирана в начале 1950-х гг. и иранской революции 1979 г). В декабре и январе к внутренним проблемам с добычей и транспортировкой нефти по иракской территории добавились сложные погодные условия в Персидском заливе, замедлившие перевозку сырья танкерами. Теперь же иракские чиновники обращают внимание на ряд рукотворных проблем. Обострилось соперничество между политическими группировками, ведущими борьбу за власть в министерстве нефти Ирака. В результате замедлилось стратегическое планирование, замерли работы по бурению новых нефтяных скважин и восстановлению старых. Бывший министр нефти Ирака Ибрагим Бахр аль-Улум ушел в отставку в январе после спора со своими оппонентами в правительстве из-за субсидий, позволявших удерживать цены на бензин на низком уровне. Его портфель остается пока предметом борьбы.

Вашингтон выделил $1,4 млрд на восстановление нефтяной отрасли Ирака, однако до сих пор истрачено менее половины этой суммы. Министерство нефти, бюджет которого достиг в 2005 г. $3 млрд, за последнее время не подписало никаких новых крупных контрактов на ремонтные работы на месторождениях, утверждают информированные иракские чиновники. Привлечение иностранных компаний к крупным проектам останется невозможным, пока в Ираке не появится специальное законодательство о нефтедобыче. Учитывая поляризацию политических сил, принять его будет непросто. (WSJ, 21.02.2006, Екатерина Кудашкина, Василий Кашин)