МВД подсчитает мигрантов


Точная цифра трудовых мигрантов в России на самом деле не известна никому, неизвестен и их профессиональный и национальный состав, говорит источник в Федеральной миграционной службе (ФМС) МВД России. Не имеют никакого отношения к реальности и миграционные квоты, цифры которых ежегодно определяются властями субъектов Федерации и посылаются на утверждение в правительство. “Так, Москва ежегодно запрашивает 40 000, хотя столько мигрантов, по нашим подсчетам, работает только водителями общественного транспорта”, – говорит сотрудник ФМС. Внесенный 6 марта в Госдуму руководителями фракции ЕР Владимиром Пехтиным, Олегом Морозовым, Владимиром Володиным и Владимиром Плигиным и согласованный с ФМС законопроект “О миграционном учете иностранных граждан” и дополняющие его поправки в закон “О правовом положении иностранных граждан” должны изменить эту ситуацию.

Законопроекты закрепляют уведомительный порядок регистрации иностранцев (разрешительный остается только на закрытых территориях). Ежегодно перерегистрироваться иностранцам не потребуется. Зато отныне граждане СНГ должны учитываться местными властями при расчете квот для трудовой миграции, а сами квоты должны устанавливать не просто численность, но и возрастной, и профессиональный состав требуемой рабочей силы. Мигранты будут обязаны уведомлять органы миграции о своих передвижениях по России, и, кроме того, утвержден перечень сведений, которые желающие поработать в России должны сообщить административным органам. Правительство получит право уменьшать или увеличивать 90-суточный срок временного пребывания иностранцев из СНГ в России без получения вида на жительство в зависимости от интересов государства. А миграционная карта становится не просто документом о пересечении границы, но и документом, в котором имеются сведения о профессии и месте работы мигранта. “Все это позволит вывести рынок миграции из тени – мы не собираемся уменьшать количество требуемых мигрантов и будут удовлетворяться все обоснованные заявки на рабочую силу. Зато затем мы внесем поправки, которые ужесточат штрафы в отношении работодателей, – сейчас они разрабатываются и говорить о конкретных суммах пока рано”, – говорит сотрудник ФМС. Законы позволят сделать работоспособной создаваемую с 1 января централизованную систему учета мигрантов.

По словам одного из авторов законопроектов, председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, “первый закон посвящен формированию миграционного учета – этого института раньше просто не было”. Плигин считает, что предлагаемые процедуры учета достаточно просты и могут легко соблюдаться всеми, кто въезжает на территорию России, что позволит сократить коррупцию при регистрации иностранцев. Второй закон, по словам Плигина, также упрощает жизнь иностранцам, прежде всего из стран СНГ. Все это поможет легализации мигрантов, которые сейчас находятся на нелегальном режиме.

По мнению Елены Тюрюкановой из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, предложенные меры были давно необходимы и давно пора было “наладить учет мигрантов на территории и превратить миграционную карту в реальный инструмент учета”. По словам эксперта, квотный механизм трудовой миграции раньше также не работал, поскольку не учитывал 2/3 всех мигрантов из стран СНГ. В результате государство, какую бы политику оно ни вело – жесткую, как в 2001–2002 гг., или более либеральную, как в последние годы, – не знало реальной картины миграции и все его меры были во многом бессмысленны вне зависимости от их содержания. Помимо упорядочения учета приезжих “следует разработать законодательство об адаптации в России тех мигрантов, а их не менее четверти, которые хотят остаться в стране”, говорит эксперт.