Балетный местком


Придумав в 1994 г. профессиональное поощрение для деятелей хореографии, журнал “Балет” нашел золотоносную жилу: что бы ни происходило в стране с политикой и экономикой, таланты в русском балете не иссякают. Их даже так много, что можно учредить еще парочку наград – и все равно всех звезд прошлого и будущего не охватишь.

Но после первых же церемоний вручения “Души танца” стало ясно, что эти увесистые бронзовые идолы, призванные символизировать эфемерную балетную душу, скорее похожи на исторические монументы.

Те, кто сегодня представляет российский балет, сосланы в две резервации – номинации “Звезда” и “Восходящая звезда”. Все остальные лауреаты, проходящие под романтическими названиями “Рыцарь танца”, “Маг танца”, “Легенда балета”, получают свои награды по совокупности заслуг. Причем не перед искусством. Журнал “Балет” превратил свой приз в аналог советского дефицита. На себя он взял функцию профкома или месткома: никакой внятной системы раздачи поощрений, никакой информации о претендентах.

Об отношении профессионалов к собственному призу говорит хотя бы тот факт, что нынешнюю церемонию вручения “Души танца” в Концертном зале имени Чайковского проигнорировали солист Большого театра Дмитрий Белоголовцев (его наконец сочли достойным звания “Звезды”, которой он является как минимум лет десять) и Виктория Терешкина (к моменту награждения “Восходящей звездой” освоившая чуть ли не весь репертуар Мариинского театра).

Без их участия померк и длинный концерт с многочисленными накладками, прерываемый вызовами лауреатов на сцену. “Учителя” года – Александр Бондаренко из Московской академии хореографии и Нинель Сильванович из Пермского хореографического училища – представили многообещающих студентов, среди которых выделялись Мария Ширинкина, Вадим Курочкин и Артем Овчаренко. Старательно танцевали Валерия Мартынюк и Александр Сергеев, представлявшие репетитора Мариинского театра Геннадия Селюцкого (“Рыцарь танца”), Гульсина Мавлюкасова и Ильдар Маняпов из Башкирского театра, которые работают под руководством Зайтуны Насретдиновой (“Мэтр танца”), Виктория Капитонова, Артем Белов, Руслан Савденов из Татарского оперного театра, балетом которого руководит Владимир Яковлев (“Рыцарь танца”). Еще один воспитанник Геннадия Селюцкого – Игорь Колб в шинели и черной юбочке (номер Раду Поклитару “Лебедь”) странно смотрелся среди пачек и диадем.

Неудачно выбранная баланчинская “Тарантелла” разочаровала в исполнении “Восходящей звезды” Николая Чевычелова из Московского театра классического балета Касаткиной и Василёва. “Звезда” Вера Арбузова была предсказуема, а потому скучна в избитом дуэте из “Красной Жизели” своего худрука Бориса Эйфмана. Екатерина Шипулина, одна из самых ярких современных балерин (в прошлом году она даже доросла до “Души танца” в номинации “Восходящая звезда”), вместо того чтобы танцевать, весь вечер передавала микрофон то лауреатам, то поздравляющим.

Финал вечера спас Владимир Васильев, которому выдали официальный диплом “Легенды балета”. Появившись чуть ли не с трапа самолета, он зарядил скучающий зал своей энергией и обаянием – приветствуя его, зрители мгновенно сами оказались на ногах. И даже бумажный золотой дождь от одного из спонсоров вдруг показался натуральным. А прима Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Ледовская в дуэте (ее партнером был элегантный, но банальный Георги Смилевски) из васильевского “Ромео и Джульетты” продемонстрировала ту художественную высоту, на которой этикетки “рыцарей” и “магов” не имеют совершенно никакого значения.