GM ищет спасение в России


General Motors одним из первых иностранных автоконцернов пришел в Россию. В отличие от Ford GM предпочел работать с местным партнером – “АвтоВАЗом”. В 2001 г. они зарегистрировали СП “GM-АвтоВАЗ”, которое стало выпускать Chevrolet Niva на основе привычной россиянам “Нивы”. А в 2005 г. СП начало выпуск Chevrolet Viva на базе старой модели Opel Astra. Некоторые модели GM также собирает калининградский “Автотор” (внедорожники Chevrolet Tahoe и TrailBlazer, Hummer H2, три версии Cadillac).

Теперь GM задумался о собственном заводе в России. Как заявил вчера председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Владимир Бланк, сейчас четыре крупные автомобильные компании ведут переговоры о строительстве в городе своих автозаводов. Одна из них – GM, рассказали “Ведомостям” несколько чиновников регионального и федерального правительств. Слышали о встречах представителей GM с подчиненными губернатора Валентины Матвиенко в российской и международной автомобильных компаниях. “Но детальных переговоров пока не было, эти встречи вообще следует назвать консультациями”, – заметил один из собеседников. Директор по связям с общественностью GM CIS Ирина Калашникова не смогла подтвердить или опровергнуть информацию о переговорах.

GM сейчас не в том положении, чтобы затевать новые проекты. Наоборот, концерн сейчас распродает активы, чтобы покрыть прошлогодние рекордные убытки в $8,6 млрд и реструктуризацию убыточного бизнеса в Северной Америке. GM готов расстаться со своим самым прибыльным активом – 51% акций General Motors Acceptance Corporation. Также GM намерен продать 17% акций Suzuki Motor за $2 млрд. В октябре прошлого года GM за $310 млн продал Toyota 8,7% акций Fuji Heavy Industries и еще 11,7% – на открытом рынке.

Тем не менее создание производства GM в России вполне вероятно, признают источники, знакомые с бизнесом GM. “Из-за сокращения производств по всему миру у концерна сейчас много незадействованных мощностей, так что это оборудование может быть переброшено в Россию”, – отмечает бывший менеджер GM. Это может сократить стоимость проекта примерно на $200 млн, замечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.

В Питере GM хочет выпускать дешевые модели – Chevrolet Aveo (в прошлом году в России было продано 7700 шт., сейчас стоит от $10 690), Lacetti (6975 шт., от $13 350), Rezzo (199 шт., от $16 990), единодушны эксперты. “GM делает ставку на модели Chevrolet во всем мире, и Россия вряд ли станет исключением”, – отмечает независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук. “Это очень удачные для России машины, и, очевидно, здесь их можно продавать в разы больше”, – соглашается управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Тем более что в случае получения льгот Chevrolet могут стать еще дешевле, например Lacetti – на 20%, отмечает Агибалов. Правда, по словам источников, близких к GM, в этом году те же машины начнет собирать “Автотор”. Но для успеха объемы производства этих машин должны быть более 25 000, а “Автотор” не может их обеспечить, замечает Алексейчук.

Если GM обзаведется собственным заводом, это вряд ли сильно ударит по “Автотору”, у которого помимо GM есть проекты с Kia, Chery, BMW. “У нас хорошие отношения с GM, в апреле мы начнем сборку Hummer 3”, – говорит представитель “Автотора” Владимир Фошенко. Зато это будет означать конец сотрудничеству с “АвтоВАЗом”, отмечает Сахнова, ведь машины СП и нового завода будут конкурировать друг с другом. Она полагает, что GM задумался о собственном заводе именно потому, что не хочет делиться своими технологиями. На СП новых моделей GM не передал. Вдобавок отношения GM с “АвтоВАЗом” ухудшились после прихода на завод “Рособоронэкспорта”. В феврале “GM-АвтоВАЗ” больше недели простаивал, потому что “АвтоВАЗ” прекратил отгружать ему машкомплекты к Chevrolet Niva. На “АвтоВАЗе” от комментариев воздержались.