ВДАЛИ: Жажда покупать


Дорога к успеху

Чтобы преуспеть, торговым операторам нужны мощные брэнды, привлекательные предложения для потребителей, новейшие разработки систем работы с клиентами, гибкие и эффективные сети сбыта, которые позволили бы им воспользоваться преимуществами эры глобализации. И, конечно, необходима сбалансированная система управления рисками, чтобы манящие возможности не превращались в обременительные кандалы. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании Deloitte в своем ежегодном исследовании “Глобальные возможности ритейла” (Global Powers of Retailing).

Итак, в каких странах отмечается самый заметный рост розничных продаж? Прежде всего в США. Ненасытные американские потребители продолжают покупать, подпитывая тем самым экономику других стран. Например, Японии.

Среди стран с переходной экономикой и одновременной любовью к шопингу можно выделить Китай, Индию и Россию. Во всех этих странах наблюдается здоровый рост потребительского спроса. Континентальная Европа, экономика которой находится в состоянии стагнации и к тому же страдает от безработицы, представляет собой исключение из почти поголовного потребительского ажиотажа.

В целом продажи и доходы у ведущих 250 ритейлоров возросли по сравнению с предыдущим годом. Суммарные продажи в 2004 налоговом году (с 1 июля 2004 г. по 30 июня 2005 г.) составили $2,84 трлн, или почти треть из $9 трлн – мирового объема рынка ритейла. Это на 8,9% больше, чем продажи лидеров ритейла в предыдущем налоговом году. Для 170 самых прибыльных компаний в секторе ритейла чистый доход составил в среднем 3,6% от объема продаж, увеличившись по сравнению с предыдущим налоговым годом на 0,3%. В список попали компании, розничные продажи которых составили минимум $2,3 млрд., что на $0,1 млрд больше, чем в предыдущем году. Список 250 лидеров розничных продаж вот уже который год возглавляет американская компания Wal-Mart, на долю которой приходится 10% суммарного объема продаж 250 ведущих ритейлоров. Компания ежегодно продает товары на сумму $285 млрд, что более чем втрое больше, чем французская сеть Carrefour. Крупнейшие ритейлоры продолжают наращивать долю рынка – правда, чуть менее интенсивно, нежели в предыдущие годы. Десятка лидеров осуществляет суммарные продажи на $817 млрд, что составляет 28,8% от совокупного объема продаж 250 лидирующих в секторе ритейла компаний.

Растущая конкуренция и глобализация заставляют ритейлоров снижать цены на продукцию. Это автоматически ведет к росту покупательной способности населения. Продолжающаяся экспансия ведущих мировых операторов заставляет остальных поставщиков консолидироваться и рационализировать свои брэнды, с тем чтобы работать более эффективно. Это еще больше раззадоривает покупателей. Круг замыкается.

Поспешишь – людей насмешишь

Анализ специалистами компании Deloitte поведения самых динамичных ритейлоров в 1994–2004 гг. позволяет сделать вывод о том, что высокие темпы роста вовсе не гарантируют того, что компания стала или в ближайшем будущем станет глобальным игроком на рынке ритейла. Почти две трети из 50 самых быстроразвивающихся компаний работает лишь в 1–2 странах. Чем меньше у компании обороты, тем легче демонстрировать высокие темпы роста. Значительное число самых быстрорастущих компаний едва входит в список 250 лучших торговых операторов. Общая черта самых динамичных торговых операторов состоит в том, что они, как правило, фокусируются на одном формате – специализированные магазины (например, аптеки, магазины сантехники), супермаркеты и т. д.

Вместе с тем доходность у самых динамичных компаний была в среднем втрое выше, чем у всех прочих (23,8% годовых против 8,3% годовых). А 10 самых быстроразвивающихся торговых операторов продемонстрировали рекордную доходность – 41% годовых, в то время как доходность 10 крупнейших ритейлоров составила в среднем 8,3% годовых.

Смена фамилии

Как и в других секторах недвижимости, значительное улучшение позиций предприятий ритейла происходит в результате сделок слияния-поглощения. Например, английский оператор супермаркетов Wm. Morrison увеличил торговые обороты в два с лишним раза после слияния с компанией Safeway PLC.

Весной 2005 г. о слиянии объявили два крупных торговых оператора – Sears и Kmart. Так что в следующем году они будут выступать уже единым брэндом – американской компанией Sears Holdings Corp.

Впрочем, не все ритейлоры могут похвастаться ростом объемов продаж. Датская сеть Ahold, широко представленная не только в Скандинавии, но и в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), продолжает продавать свои магазины во всех странах.

Английский рынок ритейла также претерпевает не лучшие времена. За последние несколько месяцев 2005 г. потребительский спрос в Великобритании упал. Конфедерация британской промышленности (Confederation of British Industry, CBI) констатировала самый значительный спад розничных продаж в стране начиная с 1984 г. Члены Британского торгового консорциума (British Retail Consortium’s, BRC) считают, что виновник спада – подпитываемый банковскими кредитами потребительский бум, который не может продолжаться вечно. Замедление экономического роста и сопутствующее ему замораживание заработной платы ведут к тому, что ритейлоры, стремясь во что бы то ни стало сохранить уровень потребления, идут на значительное снижение цен. Однако население тоже ждет – больших доходов и больших скидок! В результате некоторые ритейлоры, в том числе и крупные, уходят с рынка или сокращают число торговых точек. Например, лондонский универмаг House of Fraser объявил о закрытии магазинов в центральной части Лондона – отделений Dickins и Jones на Риджент-стрит и магазина Barker в районе Кенсингтона. Если учесть, что отделения на Риджент-стрит работали с 1835 г., то данное событие представляется как нельзя более значимым. Исполнительный директор House of Fraser Джон Коулман отметил, что компания продолжает ревизию своих торговых площадей и, как ни прискорбно, вынуждена закрывать те из них, которые не вписываются в среднесрочную стратегию развития.

В аналогичной ситуации оказался и другой британский ритейлор – мебельная сеть MFI. Существенное снижение продаж в конце прошлого года указывает на необходимость закрытия 20 с лишним салонов сети и переориентации в более низкую ценовую категорию еще 70.

Оживить некоторые вялые рынки, в том числе и японский, пробует лидер ритейла – американский концерн Wal-Mart. Ему удалось войти на этот рынок еще в 2002 г. через покупку 6% акций японской торговой сети Seiyu Ltd. Несмотря на фактические убытки, Wal-Mart намерена и дальше инвестировать в развитие ритейла в Японии. Французскому ритейлору Carrefour это так и не удалось, Япония осталась для него далекой и несбыточной мечтой.

Демарш по-американски

Американские компании, работающие прежде всего на внутренний рынок, как и в предыдущие годы, занимают первые места в списке 250 ведущих ритейлоров. 90 американских компаний составляют 36% этого перечня, на их долю приходится 44,3% всех продаж в секторе. Однако, по мнению специалистов компании Deloitte, вес американских торговых операторов на мировом рынке медленно, но неуклонно падает. Второй в мире по величине торговый рынок – Япония – родина 40 ритейлоров из 250. Правда, многие из них сравнительно малы и стоят в конце списка, а некоторые даже не выходят за пределы страны.

Много крупнейших ритейлоров приходится на Европу: 24 оператора родом из Великобритании, 18 – из Германии, 12 – из Франции. Важно, что доля продаж французских и немецких операторов превосходит долю компаний этих стран. Вялые продажи на внутренних рынках и жесткая конкуренция заставляют европейских торговых операторов искать возможности для роста за пределами страны. Этому способствует ослабление влияния американцев.

Продовольствие – во главе угла

На рынке ритейла доминируют форматы, связанные с торговлей продовольственными товарами. Девять из торговых операторов в составе первой десятки ориентированы на продажу продуктов. Форматы продовольственных магазинов самые разные: супермаркеты, гипермаркеты-мегацентры, магазины-дискаунтеры, магазины-склады типа cash & carry. Наибольший потенциал развития в странах с переходной экономикой имеют магазины типа гипермаркет-мегацентр. Пользуются популярностью и магазины-дискаунтеры, именно они нередко способствуют снижению цен в гипермаркетах. Быстрыми темпами растет число магазинов шаговой доступности. Супермаркеты, занимающие промежуточную нишу, ощущают давление как со стороны мелкоформатных, так и со стороны крупноформатных магазинов.

Больше половины из первых 250 торговых операторов имеют свою специализацию. Например, наблюдается расцвет ритейлоров, специализирующиеся на торговле товарами для дома. Это объясняется бурным развитием рынков жилья, а также все возрастающими потребностями представителей среднего класса в бытовой технике, мебели, текстиле для дома и проч. Наблюдается рост и многопрофильных торговых компаний, многие из них сделали ставку на торговлю через Интернет. Впрочем, говорить об успешности этого вида деятельности можно лишь в том случае, если на электронную коммерцию приходится не менее 20% оборота компании.

Усиление глобализации

Ведущие 250 ритейлоров представлены в 118 странах. В среднем на каждого из торговых операторов приходится по 5,5 страны. Хотя доля международных продаж на рынке ритейла неуклонно возрастает, она все еще остается крайне малой в общей массе. А многие ведущие ритейлоры так и остались патриотами своей страны. Так, свыше половины американских торговых компаний оперируют только на рынке США, а 60% японских торговых компаний – только на рынке Японии. Еще 39 компаний оперируют только в двух странах. Только 44 компании из 250 представлены в 10 и более странах. Самой интернациональной можно считать испанскую компанию Inditex, магазины которой представлены в 56 странах. Далее следует французская компания Carrefour (“Перекресток”), торгующая в 35 странах, и шведская IKEA, работающая в 33 странах. Наиболее ярко выраженная тяга к глобализации отмечается у немецких и французских компаний.

Инвестиции растущим

Китай, население которого составляет 1,3 млрд человек, интересует практически всех торговых операторов. Высокие темпы роста экономики Китая, его вступление в ВТО и открытие рынков дают ритейлорам значительные возможности для роста. Из 250 крупнейших в 2004 г. китайские просторы активно осваивали 29.

Другой перспективный рынок представляет собой Индия. Развитие ритейла сдерживают ограничения на права собственности иностранцев в секторе торговой недвижимости. До сих пор иностранные торговые операторы ограничены в праве франшиз и оптовой торговли в этой стране. Пока в стране представлено только пять ведущих международных торговых операторов. Впрочем, ситуация может измениться к лучшему – правительство страны выступило в поддержку прямых иностранных инвестиций в развитие торговли продовольственным товарами.

В регионе ЦВЕ наибольший интерес для ритейлоров представляет Россия. Между тем, по мнению специалистов компании Deloitte, потоки инвестиций сдерживают страновые риски – слаборазвитая инфраструктура, коррупция и законодательные барьеры. Между тем 12 крупнейших международных операторов включают Россию в планы по расширению бизнеса.

Ритейл-2006

Специалисты Deloitte предвещают в 2006 г. падение доллара. Чем больше он будет падать, тем больше будут расти цены на импорт. В результате американские потребители переключатся с импортной продукции на отечественную. Для всего остального мира падение доллара означает ограничение спроса на экспорт и переориентацию экономик на внутренние резервы или на неамериканскую продукцию.

Несмотря на это, экономика США демонстрирует более высокие темпы роста, нежели экономики других промышленно развитых стран. Это объясняется не только стабильным притоком рабочей силы, но и быстрым ростом производительности труда. Последний фактор позволяет сохранять высокие зарплаты и избежать инфляции.

Китай играет одну из ведущих ролей в мировой экономике. Валютный курс Китая, его денежно-кредитная политика оказывают влияние и на другие страны. А рост импорта в Китае укрепляет экономики соседних стран, например Японии. Аналитики Deloitte считают, что укрепление китайского юаня позволит жителям страны сделать ставку на рост внутреннего рынка, а не уповать на экспорт. Рост внутреннего спроса будет способствовать стабильному, долгосрочному росту китайского рынка. Для работающих в Китае компаний укрепление валюты будет означать снижение цен на импортную продукцию, а значит, рост покупательной способности китайских потребителей и компаний.

Китай инвестирует значительные средства в развитие системы образования. Рост количества выпускников университетов наряду с ростом размера инвестиций и их эффективности будут способствовать увеличению производительности труда и приведет в конечном итоге к значительному увеличению покупательной способности среднего китайца.

Многих интересует, станет ли Индия “китайским феноменом”. Индия может похвастаться высокоразвитыми IT-технологиями и дипломированными высококвалифицированными специалистами в этой области. Доход страны в сфере IT-технологий возрос с $8,2 млрд в 1999 г. до $28,2 млрд в 2004 г. Вместе с тем в самое ближайшее время Индия не догонит Китай. Ее успех в значительной мере зависит от того, сколько средств Индия готова инвестировать в реформу инфраструктуры и рынка труда. Между тем только открытие новых предприятий и дальнейшее расширение производства позволят вовлечь массы безработных в производственный процесс.

Промышленно развитые государства Европы страдают от высокой безработицы и низкого прироста населения. Больше всех это отражается на лидерах европейской экономики – Германии и Франции. А вот небольшие государства, позволяющие себе значительные дотации в социальный сектор, вполне процветают. Так, скандинавские страны славятся хорошей социальной защитой и развитым предпринимательством. Общими для стран Старой Европы проблемами являются неблагоприятная демографическая ситуация, избыточная социальная опека и излишняя формализованность. Европейцы дольше живут, раньше уходят на пенсию и имеют меньше детей, чем прежде. Как следствие, происходит сокращение трудоспособного населения при одновременном росте числа пенсионеров. Кроме того, Европа страдает от чрезмерной социальной опеки (на социальные нужды идет значительная доля бюджетов). Высокая безработица при постоянно растущей производительности труда лишь усугубляет ситуацию. А особая “социальная модель”, при которой безработные получают достаточно субсидий, чтобы даже не стремиться устроиться на работу, давно стала притчей во языцех.

После 15-летней стагнации Япония наконец-то находится на пороге экономического обновления. Рост зарплат и сокращение безработицы приводят к неуклонному повышению покупательной способности японцев. Вместе с тем объемы внутренних продаж растут быстрее, чем ВВП, поэтому уже в этом году в стране может возобновиться инфляция.

Латинская Америка представляет собой причудливую смесь разных страновых экономик. Аргентина и Венесуэла демонстрируют высокие темпы экономического роста при наличии серьезных страновых рисков. Немного медленнее растут экономики крупнейших в регионе стран – Бразилии и Мексики. Особый случай – Аргентина, где на протяжении нескольких лет темпы роста выражались двузначными цифрами. Между тем страна имеет большой внешний долг. Хотя объемы потребительских затрат восстановились, доходы остаются низкими, на гране уровня бедности.

Еще более сложная ситуация сложилась в Венесуэле. Экономическому росту способствовало повышение цен на нефть. Но инфляция здесь остается одной из самых высоких в мире. Правительство все больше занимается социальной политикой, повышая расходы на социальные нужды. Но самой привлекательной страной в этом регионе остается Чили. Здесь наблюдается быстрый экономический рост, опирающийся на увеличение доли среднего класса. К сожалению, Чили не настолько большая страна, чтобы принять все иностранные инвестиции в ритейл.

В свое время лидеры ритейла возлагали большие надежды на страны ЦВЕ. Самый быстрый экономический рост в регионе демонстрирует Россия. Этот рост сопровождают глобальные налоговые и монетарные реформы, что особенно обнадеживает иностранных инвесторов. За последние несколько лет увеличили присутствие и инвестиции в России ведущие ритейлоры – Auchan, IKEA и др. Что касается новых членов ЕС, то эти страны уже не могут похвастаться высокими темпами экономического роста. Вместе с тем благодаря гибкой экономической политике и стабильному росту доходов населения, в странах ЦВЕ присутствуют крупнейшие ритейлоры. Правда, пока что их специализация в основном – продовольствие, оптовые закупки и товары для дома.