“Газпром” требует долю


Сегодня состоится совет директоров “Газпрома”. Среди прочего он обсудит и экспортную стратегию концерна. С проектом документа, подготовленного менеджерами монополии, удалось ознакомиться “Ведомостям”. В нем говорится о намерении “Газпрома” при обсуждении возможности продления долгосрочных контрактов на поставку газа в европейские страны требовать от партнеров переуступки “части объемов (включая транспортные мощности и рынки сбыта)” в пользу концерна. Но этим аппетиты концерна не ограничиваются. В документе указано, что зарегистрированная еще в 1999 г. в Англии Gazprom Marketing & Trading уже сумела получить лицензии на поставку газа конечным потребителям Британии, Бельгии, Голландии и Франции. Но эта компания эффективна лишь для продаж газа крупным потребителям и электростанциям. А для поставок средним и мелким потребителям “необходимо привлечение третьих сторон”, говорится в проекте стратегии.

СП с действующими игроками рынка создавать бессмысленно, считают менеджеры “Газпрома”. В проекте стратегии написано, что на полностью либерализованном рынке “нет примеров успешных совместных предприятий”. Создавать же с нуля собственную компанию тоже не имеет смысла, так как развитие собственной компании потребует определенных затрат, как временных, так и финансовых, гласит проект стратегии. Поэтому менеджеры монополии предлагают совету “приобретать существующих игроков” на рынке, специализирующихся на продажах газа конечным потребителям. К тому же целесообразно выходить на рынок электроэнергии, что позволит получать дополнительную прибыль за счет разницы цен на газ и электричество.

Кроме того, “Газпром” активно изучает варианты выхода на новые рынки стран Северной Америки и Азии. В частности, монополия намерена поставлять газ в Китай через создание СП или приобретение доли в местных компаниях. Также привлекательным рынком “Газпром” считает Корею. А для проникновения на рынок США “Газпром” хочет создать СП с крупной торговой компанией в США. Это предприятие, по мысли менеджеров концерна, должно заниматься не только реализацией российского сырья, но и торговать сырьем сторонних компаний. Впрочем, уже через пять лет после создания СП “Газпром” может выйти из него и создать собственную компанию по маркетингу, говорится в проекте экспортной стратегии.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что “Газпром” придумал все правильно. “Сейчас он продает газ на экспорт по $200 за 1000 куб. м, а конечным потребителям он достается по $500–600”, – отмечает аналитик. Одобряет аналитик и намерение монополии создавать СП с действующими игроками на зарубежных рынках. Но при этом Нестеров отмечает, что “Газпрому” необходимо инвестировать до $11 млрд в год для поддержания добычи. Поэтому у концерна элементарно может не хватить средств на экспансию.