Адвокатов из тени


С серией инициатив, направленных на повышение эффективности правосудия, председатель ВАС Антон Иванов выступил еще в конце прошлого года. Они уже оформлены в законопроект, с которым удалось познакомиться “Ведомостям”. Адвокатские гонорары должны стать точкой отсчета судебных издержек, считают авторы проекта.

Судебный процесс для проигравшей стороны оказывается практически бесплатным, а это способствует необоснованным обращениям в суд, полагают в ВАС . Высокая стоимость издержек должна стать своего рода фильтром, поясняет руководитель секретариата ВАС Игорь Дроздов. Зарубежная практика показывает, что дорогостоящий судебный процесс заставляет участников спора искать другие способы урегулирования конфликта – в Канаде, например, до суда доходит только 4% дел, подчеркивает Дроздов.

Если поправки будут приняты, адвокатам придется регулярно докладывать в адвокатскую палату о “действующих почасовых ставках” на свои услуги. Определять их размер адвокат может самостоятельно, но менять “тариф” разрешат не чаще чем раз в год. Информация о почасовых ставках вносится в региональный реестр адвокатов, а за ее отсутствие адвокат может лишиться своего статуса. Право на гонорар он получит, лишь когда предоставит клиенту отчет с указанием количества потраченных на его дело часов.

Федеральная палата адвокатов успела высказать ряд возражений на предложения ВАС. Больше всего нареканий вызвало предложение отказаться от “гонорара успеха” – вознаграждения, которое адвокат получает только в случае победы (как правило, оно исчисляется в процентах от суммы иска). В заключении палаты отмечается, что такое ограничение нарушает конституционный принцип свободы договора. Кроме того, достоянием третьих лиц не может быть отчет адвоката перед доверителем – это адвокатская тайна.

По словам председателя ВАС Антона Иванова, речь не идет о попытке наладить контроль за адвокатурой. “Нам это совершенно не нужно. Мы просто пытаемся создать объективный масштаб разумности расходов, которые мы будем взыскивать в наших судах, – пояснил он “Ведомостям”. – Безусловно, адвокаты имеют право и на другие формы гонорара, например на “гонорар успеха”. Но при этом надо понимать, что если они определили гонорар иначе, то эти расходы судом не будут взысканы”.

“Может, это дисциплинирует государственные органы и они будут осторожнее судиться, – предполагает директор фирмы “Русские эксперты” Александр Шмаков. – Но большинство юридических фирм работают “на проектной основе” – не считают часы, а заранее согласовывают с клиентом стоимость юридического сопровождения проекта”. Дмитрий Степанов из коллегии “Юков, Хренов и партнеры” отмечает, что реальная стоимость дела может измеряться и десятками, и сотнями тысяч долларов. Даже в одной юридической фирме час может стоить по-разному – от $80 до $350 в зависимости от квалификации юриста, добавляет Шмаков.

Правосудие не должно быть дешевым, соглашается коллега Степанова Александр Хренов, однако проблему можно было бы решить и за счет повышения госпошлины.