Прочь, мигранты!


По данным опроса, проведенного ВЦИОМ 25–26 марта (1591 респондент), только 5% граждан приветствуют повышение миграционной привлекательности России и упрощение процедуры трудоустройства иностранцев. Гораздо большее количество респондентов готовы поддержать противодействие нелегальной миграции (38%) и борьбу с этническими преступными группировками (31%,). Освобождение мигрантов от ежегодной перерегистрации поддерживают всего 26%, против этой меры – 66%. “Легализация незаконной миграции, которая многими представителями элит рассматривается как необходимое условие экономического роста, встречает широкое сопротивление среди населения”, – резюмирует гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он называет три причины: это конкуренция на рынке труда (негативное отношение обратно пропорционально уровню доходов опрошенных), боязнь преступности и культурное отторжение.

Поводом для проведения опроса стали шаги по изменению миграционного законодательства. Согласно проектам, внесенным в Госдуму, регистрация иностранцев будет носить уведомительный характер, они получат возможность свободно перемещаться по стране, а срок временного проживания в РФ увеличится до полугода. По оценкам руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, Россия теряет от нелегальной миграции более 200 млрд руб. в год. Если ситуацию удастся упорядочить, государство окажется в выигрыше, а вырученные средства пойдут на решение социальных проблем, заявил Ромодановский.

Однако россияне пока не готовы воспринять новые идеи. В июле 2002 г. на 45% опрошенных предлагали ограничить въезд в страну, а 44% – не ставить на пути мигрантов лишних барьеров, говорит замруководителя “Левада-центра” Алексей Гражданкин, “в сентябре 2005 г. это соотношение уже выглядело как 59% и 36%”. Ситуация типична не только для России, отмечает ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова. Однако она усугубляется отношением, которое демонстрирует по отношению к мигрантам само государство, добавляет она: законодательство устроено таким образом, что на 90% они являются нелегалами, остаются маргиналами, существующими фактически вне общества.