Без Oracle и Microsoft


Госкомпании и организации, работающие в стратегических отраслях, могут лишиться права использовать зарубежные программные продукты. Такой нормой предлагают дополнить проект закона “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, в ноябре одобренный Думой в первом чтении, член комитета по безопасности Геннадий Гудков и зампредседателя комитета по промышленности Александр Хинштейн. В распоряжении “Ведомостей” имеется копия его письма к председателю комитета по информационной политике (курирующего этот законопроект) Валерию Комиссарову от 28 марта. Гудков предлагает дополнить законопроект пунктом, запрещающим “использование зарубежных программно-технических средств” “в государственных информационных системах, обеспечивающих стратегические отрасли и особо опасные (важные) объекты РФ”.

“В 2000 г. Совбез принял решение о переводе стратегических отраслей на отечественное ПО, но этого не было сделано”, – пояснил Гудков “Ведомостям”. По его словам, во всех развитых государствах предприятия, от которых зависит обороноспособность страны, используют национальное ПО. А вот в Ираке, системы ПВО которого работают на американских программах, после начала войны с США ни одна ракета не поднялась в воздух, напоминает он. В перечень стратегических отраслей депутат предлагает включить военный комплекс, энергетику, транспорт и т. п. Запрет на использование иностранного ПО коснется максимум 10% действующих в России информсистем, успокаивает он.

Комитет по информационной политике планирует рассмотреть поправки к закону 20 апреля, говорит Валерий Комиссаров. На взгляд Комиссарова, “стремление ограничить использование зарубежного программного продукта по сути абсолютно верно”, говорит он, но призывает “не ломать уже существующие IT-системы”, а оценивать их с точки зрения эффективности управления.

По словам источника в Минобороны, системы, обеспечивающие управление вооруженными силами и системами вооружений, оснащены отечественным ПО, а в менее важных сферах используется обеспечение на базе Windows. Западные продукты, включая Microsoft Windows, активно используются и в МВД – их можно было бы заменить, но пока нечем, добавляет сотрудник центрального аппарата этого ведомства. “Программы, поддерживающие производство электроэнергии и диспетчеризацию, прикладываются к оборудованию, которое по большей части отечественное”, – рассказывает замначальника департамента по работе со СМИ РАО “ЕЭС России” Татьяна Миляева. Но у западных систем управления предприятием отечественных конкурентов нет, добавляет она. По мнению IT-директора Федеральной гидрогенерирующей компании Гарольда Бандурина, важно законодательно установить “нижний порог защищенности информационных систем”, а на каком ПО они работают – не так важно. В РЖД практически все прикладные программы российские, а вот отказ от системного и встроенного в аппаратные устройства ПО, почти целиком зарубежного, равносилен отказу от использования “практически всех существующих автоматизированных систем”, считает директор филиала РЖД “Трансинформ” Олег Латушкин. Впрочем, зарубежные продукты с открытыми исходными кодами легко “обезопасить”, успокаивает он.

“Наши продукты как раз созданы на базе открытых кодов”, – отмечает управляющий директор SAP в России Алексей Шлыков. По его мнению, “пропаганда изоляционизма приведет к замедлению развития IT-отрасли в России: бесполезно и невозможно создавать собственный аналог системы, которую используют вооруженные силы 14 ведущих стран мира”. У Oracle госсектор обеспечивает 15–20% оборота в России, отмечает глава российского представительства корпорации Борис Щербаков. Он сомневается, что госпредприятия выиграют, лишившись западных технологий, которые “разрабатывались более 30 лет и объективно самые передовые”. А директор департамента Мининформсвязи Олег Бяхов предлагает провести экспертизу поправки на ее соответствие законодательству о госзакупках.

Старшему вице-президенту российской ассоциации CBOSS Александру Приказчикову предложение депутата нравится – по его мнению, использование иностранного ПО “однозначно подразумевает”, что информация о гражданах России, платежах юридических и физлиц и т. п. будет известна зарубежному поставщику. Если же ввести ограничения на западное ПО, то доля российских заказов CBOSS, ныне составляющая “менее половины”, “значительно возрастет”, надеется он. Но в стратегических отраслях уже есть ограничения – например, предприятия могут использовать только антивирусы, на которые имеются сертификаты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФСБ и Минобороны, уточняет руководитель департамента корпоративных решений российского офиса “Лаборатории Касперского” Сергей Земков.