Меньше прогнозов


По данным мартовского исследования Национального института по связям с инвесторами (NIRI), число американских публичных компаний, публикующих прогнозы по прибыли, снизилось по сравнению с прошлым годом с 71% до 66%. Из компаний, предоставляющих прогнозы, число тех, кто делает квартальные прогнозы, сократилось с 61% до 52%, а число тех, кто сообщает годовые прогнозы, выросло с 61% до 82%.

Руководители американских компаний говорят, что необходимость выполнения квартальных прогнозов мешает им думать о долгосрочном развитии бизнеса. А некоторые аналитики упрекают компании в том, что они прогнозируют заведомо заниженные результаты, чтобы в день объявления квартальных итогов успешно их превзойти. Недавно на заседании подкомитета конгресса руководитель аналитического отдела Merrill Lynch Кэндейс Браунинг говорила, что скорректировать квартальную прибыль в нужную сторону компаниям, в общем, нетрудно, например, за счет снижения расходов на рекламу или технологические инвестиции.

Мода на квартальные прогнозы и квартальные отчеты началась именно в США, европейские компании ее долго не поддерживали. И хотя многим в итоге пришлось последовать примеру американцев, в Великобритании, например, корпорации по-прежнему обнародуют финансовые результаты всего два раза в год. А для японских компаний приоритетны годовые, а не квартальные результаты.

Но теперь пыл к квартальным прогнозам остыл и в Америке. McDonald’s, например, уже два года не дает прогнозы по квартальной и годовой прибыли. “Было много путаницы, мы часто не выполняли прогнозы, и это приводило к высокой волатильности акций”, – говорит директор по связям с инвесторами Лиз Клуге. Motorola в январе сообщила, что с лета прекратит давать прогнозы квартальной прибыли на акцию. Производитель телекоммуникационного оборудования Schaumburg, производитель бакалейных товаров Campbell Soup, а также Coca-Cola и Washington Post, акционером которых является Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта, намерены сократить количество прогнозов. Intel объявила, что перестанет сообщать уточненные данные по прогнозу в середине квартала. “Мы считаем, что обновление прогноза привлекает слишком много внимания к квартальным результатам и недостаточно внимания – к долгосрочным стратегическим целям”, – говорит пресс-секретарь Intel Том Бирманн.

Но даже если публичные компании не дают прогноза и точной информации по прибыли за квартал, они снабжают аналитиков самыми разнообразными данными, что помогает им строить собственные прогнозы. McDonald’s, например, ежемесячно сообщает данные по продажам и дает постоянно обновляемый в течение года прогноз по выручке новых ресторанов. Майкл Смит из инвестиционного бутика Oppenheimer считает, что даже без прибыли аналитик может объективно оценить состояние дел в компании. Но он утверждает, что роль квартальных показателей тоже недооценивать нельзя. “Есть люди, считающие, что аналитики Уолл-стрит слишком ориентированы на краткосрочную перспективу, – говорит он, – но, с другой стороны, нам нужны ориентиры, и иногда долгосрочную тенденцию можно заметить, наблюдая за краткосрочными”. (WSJ, 11.04.2006, Татьяна Бочкарева)