Praktiker придет с юга


О том, что Praktiker рассматривает возможность открытия своих магазинов в России, глава компании Вольфганг Вернер заявил в конце прошлой недели немецкой газете Euro am Sonntag. Представитель пресс-службы Praktiker подтвердил “Ведомостям”, что гипермаркеты сети, скорее всего, откроются в городах-миллионниках, расположенных на юге России, где конкуренция не так сильна, как в Москве и Санкт-Петербурге. О намерении Praktiker работать в России знает и представитель голландского банка ABN Amro, консультирующего компанию в вопросах привлечения инвестиций. Подробно обсуждать стратегию в России в пресс-службе Praktiker отказались.

“С точки зрения востребованности формата DIY нет разницы, где начинать – на юге или в центральном регионе”, – рассуждает гендиректор сети “Хоум Центр” Игорь Марьяш. Он убежден, что условия диктует рынок недвижимости – в регионах проще найти место для центра общей площадью от 10 000 кв. м. Торговая площадь гипермаркета Praktiker обычно составляет около 6000 кв. м. Строительство 1 кв. м “стандартной коробки”, по оценке Максима Гасиева из Colliers International, стоит от $500, аренда – $150–200 в год. При этом популярность формата DIY обеспечивает быструю окупаемость центра. “Оборот такого магазина может составлять около $100 млн в год, а валовая прибыль при этом – $40 млн. В любом случае магазин стоимостью около $10 млн окупится не позже чем в течение года”, – говорит Марьяш.

Российский рынок DIY (товары для обустройства домашнего интерьера, ремонта, садоводства и т. п.) считается одним из самых привлекательных для иностранных торговцев: на специализированную сетевую торговлю сейчас приходится не более 15% всех продаж, которые по итогам 2005 г. ритейлеры оценивают в $7 млрд. В отличие от продуктового рынка в переделе сегмента DIY готовятся поучаствовать практически все крупные иностранные сети: британская Kingfisher планирует до 2014 г. открыть 60 гипермаркетов Castorama, немецкая Obi – до 2008 г. 15 гипермаркетов, финская Kesko – до 2008 г. 10–13 магазинов “Строймастер”, израильская группа Fishman – до конца 2010 г. 15 магазинов Home Center и т. д.

Немецкая Metro, в которую до начала апреля входила сеть Praktiker, никогда официально не подтверждала готовность привести в Россию свое DIY-подразделение. Хотя, по мнению других торговцев, успех Metro на продуктовом рынке должен был вдохновить ее на запуск новых форматов. Оптовые гипермаркеты Metro Cash & Carry по итогам 2005 г. получили 1,4 млрд евро (или $1,7 млрд) чистой выручки, что превышает продажи двух других продуктовых лидеров – “Магнита” ($1,578 млрд) и “Пятерочки” ($1,359 млрд). В 2006 г. Metro намерена открыть первые магазины бытовой техники Media Markt. Как сообщили “Ведомостям” представители двух сетевых компаний, торгующих бытовой техникой, сейчас Metro ведет переговоры о покупке действующего гипермаркета и земельного участка в Москве, принадлежащих немецкой группе AVA/Edeka (в начале года группа заявила о возможном закрытии своей сети Marktkauf в России). По мнению торговцев, часть помещений Marktkauf может быть отдана под Media Markt.

Иностранным холдингам, успешно работающим в России с одним форматом, свойственно расширяться. Так, французская Auchan начала открывать в Москве супермаркеты Atac, а этим летом запускает сеть магазинов спорттоваров Decathlon (на МКАД между Алтуфьевским и Дмитровским шоссе).