Мутанты хорошие и разные


Название X-men: The Last Stand наши прокатчики перевели как «Люди Икс-3: последняя битва». Для тех, кто не помнит, это экранизация комиксов про то, что начался новый виток человеческой эволюции и появились мутанты со сверхъестественными способностями. Кто-то умеет проходить сквозь стены, кто-то –

читать мысли, кто-то – принимать любые обличья. Один (ходячий гиперболоид инженера Гарина) может исторгать из собственных глаз лазерные лучи огромной разрушительной силы, а другой (вочеловечившийся Фредди Крюгер) выщелкивать из кулаков загнутые когти-лезвия.

Вдобавок персонажи делятся на плохих, желающих превратить в мутантов все человечество, и хороших, пытающихся жить в мире с остальными людьми и защитить их от плохих.

В новой серии мутантам предстоит сделать выбор: сохранить свою уникальность, которая по ряду обстоятельств приведет их к полному уничтожению, или стать обычными людьми.

С обеих сторон – светлой и темной – будут действовать все те же, кто и в первых двух сериях: герои Патрика Стюарта, Хью Джекмена, Яна Маккеллена, Холли Берри и даже Фамке Янсен, которая героически погибла в финале второго фильма, но благополучно оживет. К ним добавятся и мутанты с новыми, еще не виданными возможностями.

Ни один из голливудских хитов и ни одна экранизация комиксов не вызывали в нашей прессе такого поношения, как «Люди Икс». Но, как ни странно, именно X-Men – и сюжетно, и идеологически – едва ли не самое любопытное явление в современной поп-культуре.

Во-первых, фильм погружен в дискуссии о политкорректности и американской политике после терактов 11 сентября 2001 года. С одной стороны, мутанты – «меньшинство», однозначно сопоставимое с меньшинствами национальными, религиозными, сексуальными и т. д. Истребление «инаких» осуждается – во втором фильме можно усмотреть прямую критику американской внешней политики. Речь, в частности, идет о том, что в недрах американских военных ведомств взращивали мутантов, универсальных солдат-убийц, надеясь использовать их по собственной политнадобности: не намек ли это на историю с Бен Ладеном, вскормленным ЦРУ? С другой стороны, «Люди Икс» против экстремизма представителей меньшинств и против тех (редких) мутантов, которые, будучи обиженными дискриминацией, объявили свою расу более совершенной, а человечество недорасой.

Во-вторых, именно X-Men вслед за знаменитым в 1990-е годы телесериалом X-Files достойны звания энциклопедии современных мутаций и городских страхов.

В-третьих, это еще и энциклопедия современных блокбастеров. Школа для одаренных детей из «Людей Икс» похожа на гарри-поттеровский Хогвартс: там даже мелькает маленький Гарри – черненький и в круглых очках. Фокусы мутантов напоминают о способностях героев и злодеев «Бэтмена» и «Человека-паука». Главный позитивный мачо по кличке Росомаха – натуральный Терминатор. Как во «Властелине колец» и «Гарри Поттере», в «Людях Икс» есть два сверхсильных колдуна-старика: один за человечество, другой против. При этом «Люди Икс» – еще и очень изобретательные фильмы: разборки хороших мутантов с плохими дорогого стоят, именно этот киносериал давно должен был получить «Оскар» за спецэффекты. Авось еще получит. Изобретательность «Людей Икс», как и многих других блокбастеров последних лет, конечно, не случайна. Почти все «несерьезные» суперхиты поручено сейчас делать режиссерам, которые прежде подобным не занимались и имели репутацию художников. Режиссерам, способным создавать на экране убедительные миры. Двух первых «Людей Икс» сделал Брайан Сингер, начинавший с арт-триллера «Обычные подозреваемые», теперь он переключился на другой хит – «Супермен». Третьих «Людей Икс» снял Бретт Ратнер, известный по боевикам с Джеки Чаном: «Час пик» и «Красный дракон» – приквел «Молчания ягнят». Тоже не самый скучный малый.