На заработки


По Гражданскому кодексу государство или муниципалитеты могут создавать бюджетные учреждения для выполнения “функций некоммерческого характера”.

В апреле группа депутатов внесла в Госдуму законопроект об автономных учреждениях. “Он максимально учитывает предложения, которые высказывало правительство”, – говорит один из авторов закона, председатель комитета по образованию и науке Николай Булаев.

Законопроект дает право федеральному, региональным правительствам и мэриям – учредителям бюджетных учреждений – право преобразовать их в автономные. По словам замминистра экономразвития Андрея Шаронова, это промежуточная форма между традиционным бюджетным учреждением и некоммерческой организацией: “Не частная структура и не государева вотчина”. Собственниками имущества останется исполнительная власть и муниципалитеты, они же будут давать бюджетникам задания, финансировать их выполнение, как и сейчас, из бюджета. Но, оказывая услуги сверх финансируемых из бюджета заданий, автономные учреждения смогут распоряжаться заработанным по своему усмотрению.

Бюджетные учреждения зарабатывают и сейчас, но это не вполне законно, замечает ректор Института проблем образовательной политики “Эврика” Александр Адамский: “Ведь предпринимательская деятельность – это риск, а несет эти риски не школа, а ее учредитель – муниципалитет”. Заработанные бюджетными учреждениями деньги – это деньги бюджета, по собственному усмотрению бюджетники не могут ими распоряжаться, добавляет директор департамента ФБК Игорь Николаев. Еще законопроект наделяет автономные учреждения имуществом, а земельные участки будут переданы им в бессрочное пользование. В течение двух лет после вступления закона в силу чиновники не смогут преобразовывать школы, театры и музеи в автономные учреждения без согласия их коллективов. А поликлиники и больницы депутаты предлагают вообще оставить бюджетными учреждениями.

Объем бюджетного финансирования при этом не уменьшится, уверен Адамский. “Норматив финансирования не зависит от организационно-правовой формы, он одинаков для бюджетных и автономных учреждений”, – отмечает он. Наоборот, автономным учреждениям будет удобнее работать с госденьгами, потому что они будут поступать не по смете, а пакетом – сразу за все. Сейчас если в школе разбилось окно, то директор не может сразу его починить, а депутатский законопроект дает ему право решать, купить ли компьютер или потратить деньги на переподготовку учителей, считает Адамский.

Школам перспектива стать автономными нравится. “Бюджетного финансирования не хватает, а из того, что школа зарабатывает, 30% забирает муниципалитет”, – говорит председатель родительского комитета московской школы № 1252 Алла Краевская. Если этот закон не принять, о бесплатном образовании можно забыть, считает она.

Первое чтение законопроекта намечено на май. Булаев не обещает ему легкой судьбы, он опасается, что ко второму чтению профильные ведомства постараются усилить участие государства в жизни автономных учреждений.