Сватовство по-итальянски


ENI давно присматривается к российским нефтегазовым активам и готова предложить “Газпрому” в обмен на 25% Южно-Русского месторождения свои нефтяные активы в Северной Африке или газораспределительные сети в Италии, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к итальянской компании. По его словам, вопрос о возможном участии итальянцев в разработке тюменского месторождения будет обсуждаться в июне на встрече президента ENI Паоло Скарони с предправления “Газпрома” Алексеем Миллером. Официальные представители ENI и “Газпрома” это не комментируют. “Никаких официальных предложений насчет Южно-Русского от ENI в “Газпром” не поступало, – говорит источник, близкий к руководству монополии, – но кулуарно такие переговоры ведутся”.

“Газпром” всеми силами стремится попасть на розничный рынок газа Европы, где цена вдвое выше оптовой. В его экспортной стратегии говорится, что при обсуждении продления долгосрочных контрактов на поставку газа в европейские страны концерн намерен требовать от партнеров переуступки в свою пользу “части объемов (включая транспортные мощности и рынки сбыта)”. В апреле “Газпром” передал BASF 35% акций владельца лицензии на Южно-Русское – “Севернефтегазпрома” (25% голосующих и 10% “префов”). Взамен монополия увеличит свою долю в Wingas до 50% минус 1 акция и получит нефтяные активы BASF в Ливии. Еще 25% минус 1 акция “Газпром” был готов уступить E.ON, если бы взамен тот уступил российской монополии 50% минус 1 акция в венгерских активах или распределительные сети E.ON на германском и британском розничных рынках. Но переговоры зашли в тупик: E.ON не готов уступать более 40% венгерских активов, а германские сети вообще не фигурируют на переговорах, заявил на днях в Эссене предправления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн. Это не единственная неудача. Например, когда “Газпром” объявил о намерении выйти на британский сбытовой рынок газа – купить акции крупнейшей газораспределительной компании страны Centrica, английские чиновники так перепугались, что решили изменить законодательство и воспрепятствовать сделкам, угрожающим национальной энергобезопасности. Год назад “Газпром” заключил с ENI контракт, где ему уступали права на поставку на розничный рынок Италии 2 млрд куб. м газа в год до 2027 г. Продавцом по замыслу “Газпрома” должна была выступить Central Italian Gas Holding, но бизнес-партнер монополии итальянский бизнесмен Бруно Ментасти Гранелли насторожил итальянских парламентариев, и ENI и “Газпрому” пришлось расторгнуть сделку.

Но теперь ENI готова допускать монополию на сбытовой рынок Италии в обмен на долю в Южно-Русском. В E.ON затруднились прокомментировать инициативу ENI, напоминая, что переговоры по Южно-Русскому с “Газпромом” продолжаются. Если “Газпром” не договорится с E.ON, место немецкой компании, разумеется, займет кто-то другой, признает источник, близкий к E.ON, но у последней есть сильные козыри – самая большая клиентская база в Германии. Источник, близкий к ENI, уверен, что предложение итальянцев заинтересует “Газпром”. Ведь на границе с Италией российская компания продает ENI газ по $230–250 за 1000 куб. м, в то время как средняя цена на газ на розничном рынке Италии как минимум вдвое выше.

“Наша позиция не изменилась, и мы готовы рассматривать только те активы, где нам предложат не менее 50% акций”, – говорит менеджер “Газпрома”. Он отмечает, что ENI все равно придется уступить часть розничного рынка Италии, ведь согласно европейской газовой директиве она должна к 2009 г. снизить там свою долю с 61% до 50%. Но каким бы привлекательным ни было предложение итальянцев, “Газпром” больше заинтересован в партнерстве с немецкими компаниями, сомневается в успехе ENI аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Северо-Европейский газопровод, сырьевой базой для которого является Южно-Русское месторождение, ориентирован прежде всего на немецкий рынок. Однако интерес к Южно-Русскому ENI усилит позиции российской монополии в переговорах с E.ON, уверен эксперт.