ЦИФРА НЕДЕЛИ: 10 лет. Настоящий олигарх


Ближайшие 10 лет проведет в тюрьме символ “корейского экономического чуда”, основатель чеболя Daewoo и мультимиллиардер Ким У Чун (cм. статью на стр. Б1). Ему удалось избежать ареста в 2001 г. – он улизнул прямо с церемонии открытия нового завода Daewoo в Китае. После разоблачения гигантских махинаций в возглавляемой им компании Ким ударился в бега и четыре года кочевал по миру – с миллиардами долларов можно неплохо устроиться практически везде. Но год назад Ким добровольно сдался властям Южной Кореи, чтобы предстать перед судом. “Я возвращаюсь <...> как возвращается в нору умирающий лис, – говорилось в заявлении 68-летнего Кима. – Я сожалею о том, что случилось, и стыжусь, что не взял на себя ответственность за это раньше”.

Первыми за фальсификации бухгалтерской отчетности и финансовые махинации ответили подчиненные магната: 19 руководителей Daewoo Group суд приговорил к штрафу в $20 млрд, а некоторых еще и к тюремному заключению. Но многие считали их “козлами отпущения” – до тех пор пока Ким разгуливал на свободе. Тысячи потерявших работу сотрудников обанкротившегося конгломерата жаждали отмщения, скептики же сомневались, что правительство заинтересовано в судебном процессе над Кимом, – уж больно неприглядные факты могли на нем всплыть. Магнат был тесно связан со многими политиками и вроде бы давал взятки даже президентам страны (в частности, арестованному за взяточничество Ро Дэ У). Не исключено, что он и сам бы мог сейчас сидеть в президентском кресле, а не в тюрьме.

Не зря же, обсуждая перспективы судебного процесса, многие юристы упоминали о громадных заслугах Кима перед отечеством, которые могут повлиять на приговор. Говорил об этом на суде и сам бывший “олигарх”: он напомнил, что его конгломерат практически создавал экспортные рынки для корейских товаров, а причиной краха Daewoo стала плохая экономическая политика властей во время валютного кризиса. Суд учел и заслуги, и попытки свалить вину на других, осудив больного старика на 10 лет заключения.

Легко догадаться, чью историю в первую очередь напоминает россиянам судьба Daewoo и Ким У Чуна. Недаром даже президент Владимир Путин вспоминает о ней, когда ему задают надоевшие вопросы про ЮКОС и Ходорковского. По сравнению с корейцем участь нашего олигарха действительно выглядит довольно легкой: и приговор меньше, и без конфискации (которой просто нет в УК). Но мне в судьбе Кима местами угадывались черты и других представителей этого редкого сословия. Ссылки на “плохую экономическую политику властей во время валютного кризиса” – это практически Александр Смоленский, владелец обанкротившегося банка “СБС-Агро”. А вот эпизод с присвоением миллиардной выручки компании от продаж автомобилей на экспорт хоть и косвенно, но напомнил о Борисе Березовском и его знаменитой схеме реэкспорта “Жигулей”. Зато, к счастью, не припомнила отечественной аналогии эпизоду с взяткой президенту.