Основатель Daewoo сядет на 10 лет


Daewoo Group обанкротилась в 1999 г., накопив к тому времени долги на сумму $80 млрд. Вскоре ее основатель и руководитель Ким У Чун бежал, скрывшись во время церемонии открытия завода Daewoo в Китае. Как выяснили следователи, Ким фальсифицировал отчетность группы, чтобы привлекать огромные кредиты. По делу Daewoo были осуждены 20 топ-менеджеров и бухгалтеров корпорации. В 2001 г. власти Южной Кореи выдали ордер на арест Кима, но ему удалось бежать, и до 2005 г. он проживал во Франции, Германии, США, Вьетнаме, Судане и Северной Корее. Но летом прошлого года Ким У Чун добровольно вернулся в Корею, где был немедленно арестован. “Я сожалею о том, что случилось, и стыжусь, что не взял на себя ответственность за это раньше, – заявил Ким по прибытии домой. – Я возвращаюсь <...> как возвращается в свою нору умирающий лис”.

Вчера центральный окружной суд Сеула приговорил Ким У Чуна к 10 годам тюрьмы и штрафу в размере $10 000. Кроме того, суд постановил конфисковать имущество Кима на сумму $22 млрд. Ким был признан виновным в бухгалтерских махинациях на сумму 20 трлн вон ($21 млрд), незаконном получении кредитов от южнокорейских банков на сумму 9,8 трлн вон ($10,3 млрд) и противозаконном переводе на заграничные счета 19 трлн вон ($20 млрд) через финансовое подразделение конгломерата British Finance Center, заявил судья Но Ю Кен. Обвинения во взяточничестве с него сняли.

“Я искренне прошу прощения у людей в Южной Корее, которые пострадали от краха Daewoo, а также у всех работников компании и членов их семей”, – заявлял в суде Ким. Он выслушал приговор, сидя в инвалидной коляске, сообщает агентство Dow Jones. Сейчас Ким лечит больное сердце в одной из больниц Сеула, и из-за этого суд отложил исполнение приговора до 28 июля. Обвинение просило приговорить создателя Daewoo к 15 годам заключения и конфисковать его имущество на $24,7 млрд, но суд сделал скидку на возраст и состояние здоровья обвиняемого. Правда, адвокаты сочли приговор слишком жестким и, по данным южнокорейского информагентства Yonhap, собираются его обжаловать. “Строгий приговор [Киму] был неизбежен, так как его действия частично привели к банкротству Daewoo Group и навредили имиджу Южной Кореи за границей”, – сказано в постановлении суда. К тому же судья не поверил в искренность раскаяния Кима и отметил, что тот “старается увильнуть от ответственности и оправдать свои действия”. “Усилия Daewoo по созданию крупных рынков экспорта шли на пользу и экономике страны, но я признаю свою ответственность за то, что неправильно застегнул последнюю пуговицу”, – цитирует слова Кима газета Korea Times. Ранее адвокаты магната заявляли, что часть ответственности за банкротство Daewoo Group должна лежать и на правительстве, неэффективная экономическая политика которого привела к кризису национальной валюты в конце 90-х гг.

Во времена своего расцвета созданная Кимом в 1967 г. Daewoo Group включала более 30 крупных подразделений, которые производили различную продукцию – от полупроводников и телевизоров до автомобилей и кораблей. После банкротства группы ее подразделения были разделены и проданы для погашения долгов Daewoo перед кредиторами. General Motors приобрела контрольный пакет Daewoo Motors, а индийская автомобилестроительная компания Tata Motors купила производителя грузовиков Daewoo Commercial Vehicle. За $250 млн южнокорейское правительство продало международным инвесторам крупный пакет акций Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

После финансового кризиса 1997–1998 гг. и банкротства Daewoo правительство Южной Кореи стало внимательнее следить за деятельностью руководителей и владельцев чеболей. В начале 2003 г. был арестован и приговорен к трем годам тюрьмы за мошенничество и манипулирование рынком глава холдинга SK Group Чей Тэ Вон. В июне 2004 г. был признан виновным в подкупе членов парламента глава южнокорейской авиакомпании Korean Air Чо Ян Хо. А месяц назад был арестован гендиректор Hyundai Чон Мон Гу – он обвиняется в растрате, даче взяток южнокорейским чиновникам и причинении ущерба компании.