Трагедия Michelin


В родном городе Мишлена – Клермон-Ферране, где расположена штаб-квартира этой иконы французского бизнеса и где проходила церемония похорон, уже несколько дней приспущены флаги. “Французский бизнес в трауре, Клермон в трауре, – заявил журналистам президент Франции Жак Ширак, который узнал о трагедии во время визита в Чили. – Его уважали все, кто знал”.

Смерть на яхте

В минувший четверг Эдуард Мишлен вместе с женой и шестью детьми отправился на свою виллу в Фунане на западе Бретани. Он уговорил руководителя местного союза рыбаков Гийома Нормана отправиться на его 24-футовой яхте “Либерте” на ночную рыбалку. Когда в 2 часа ночи яхта не вернулась в порт, как было условлено, морская префектура начала поиски. Под утро пятницы было обнаружено тело Мишлена, а в воскресенье найдено место затопления яхты – в 15 км от острова Иль-де-Сен, самой западной точки Франции.

“Это зона высокого риска, здесь скалы и сильное течение. В этом месте могут рыбачить только профессионалы”, – констатирует представитель Атлантической морской префектуры. Тело Гийома Нормана не найдено до сих пор. “Никто ничего не видел, никто ничего не слышал. Море было спокойным, но был густой туман, который не рассеялся до середины дня”, – говорит чиновник. Французские власти продолжают расследование обстоятельств крушения.

Французский американец

Эдуард не был старшим сыном в семье, но именно его отец выбрал себе в преемники. Он родился в Клермон-Ферране в 1963 г., окончил престижную техническую школу Ecole Central de Paris, затем два года служил в армии на атомной подводной лодке. В Michelin он пришел, когда ему было 22 года, и по семейной традиции начал карьеру в заводском цеху. Он работал в аналитическом отделе, затем в отделе продаж, а потом перешел в подразделение компании в США, где его начальником был Карлос Гон, нынешний гендиректор Renault-Nissan. В США он научился методам управления компанией, сильно отличавшимся от принятых в Европе. Именно по этой причине его прозвали “американцем”, когда он, вернувшись в Европу, начал их применять на практике.

Возможность для этого появилась в 1999 г., когда Франсуа Мишлен, более 40 лет возглавлявший компанию, отправился на пенсию и передал сыну бразды правления. Первым делом он поразил всю Францию, на одном дыхании объявив, что прибыль Michelin выросла на 20% за год и что число рабочих в Европе будет сокращено на 10%. Тогдашний премьер-министр страны, социалист Лионель Жоспен заявил, что он “шокирован”, и осудил кавалерийский натиск молодого Мишлена на права рабочих. Позднее сам Эдуард признал, что это решение было ужасной ошибкой. Тем не менее в компании говорят, что запланированное сокращение было проведено за счет “естественного старения персонала”.

Мишлен умел добиваться желаемого. Два года назад он вернул французской компании лидерство среди производителей шин, обогнав основных конкурентов – японскую Bridgestone и американскую Goodyear. Сейчас каждая пятая шина в мире произведена Michelin. Мишлен активно занимался расширением продуктового ряда, например начал выпускать шины, которые не выходят из строя даже при потере в них давления. Как раз вчера Michelin собиралась представить очередной новый продукт, но из-за гибели своего руководителя объявила о переносе презентации на сентябрь.

Эдуард Мишлен сделал компанию более прозрачной: он стал давать больше интервью и разрешал посещение заводов Michelin. Но при этом всегда избегал громких высказываний по политическим вопросам. В марте на ланче с редакторами WSJ ему несколько раз пытались задать вопрос, как он относится к стремлению Франции и Европы в целом ограничить поглощения иностранцами местных компаний. “Может быть, кто-нибудь хочет спросить меня о шинах?” – произнес в ответ Мишлен.

Трудные времена Michelin

Управление в Michelin сильно отличается от принятого в современных компаниях и ведет свою историю с начала века. Это товарищество с ограниченной ответственностью, в котором вся полнота власти и финансовая ответственность принадлежат управляющим партнерам, а акционеры имеют лишь право получать дивиденды и ежегодно утверждать отчет управляющих партнеров. Такая схема позволяет семье Мишлен сохранять полный контроль над компанией, хотя, как полагают, она владеет не более 33% акций Michelin. Кроме того, подобной компании не грозит враждебное поглощение.

Однако неожиданная смерть Эдуарда Мишлена обнаружила недостатки такой схемы. У семьи Мишлен сейчас нет необходимых управленческих ресурсов – дети Эдуарда слишком молоды, а его братья и сестры не занимают высокие посты в компании. А талантливые менеджеры, зная, что их карьерные перспективы ограниченны, в подобных компаниях особенно не задерживаются. Карлос Гон, который в середине 80-х гг. был начальником Эдуарда Мишлена в США, написал в автобиографии, что ушел из Michelin потому, что понимал, что никогда не сможет стать гендиректором этой компании.

В похожей кризисной ситуации Michelin уже оказывалась в 30-е гг.: после смерти братьев – Этьена в 1932 г. и Пьера в 1937 г. – семья осталась без прямого наследника. Оба умерли в одном возрасте – 34 года, причем Пьер погиб в автокатастрофе. С 1937 по 1955 г. компанией управляли наемные менеджеры, пока семья не вырастила наследника бизнеса – Франсуа Мишлена. Ему сейчас 79 лет, и вряд ли он вернется в Michelin, хотя и входит в наблюдательный совет PSA Peugeot Citroen.

Буквально через несколько минут после известия о смерти Эдуарда Мишлена компания объявила, что полное руководство временно перейдет к 62-летнему Мишелю Роллье, родственнику знаменитого семейства и управляющему партнеру Michelin. Еще недавно в компании было три управляющих партнера – Мишлен, Роллье и 73-летний Рене Зингарефф, который только в апреле вышел в отставку.

Роллье в компании с 1996 г., а его отец проработал в Michelin 25 лет – он был управляющим партнером вместе с Франсуа Мишленом, пока не вышел в отставку в 1991 г. Еще неясно, кто именно станет новым руководителем Michelin, и это внушает опасения акционерам – котировки акций компании немного упали, хотя для этого была и более фундаментальная причина, чем смерть главы фирмы.

Как и остальные производители шин, Michelin испытывает серьезные трудности, вызванные ростом цен на сырье и снижением спроса на шины. В 2005 г. чистая прибыль Michelin выросла на 38% до 889 млн евро ($1,14 млрд) при выручке 15,59 млрд евро ($20 млрд). Но на собрании акционеров 12 мая Эдуард Мишлен предупредил акционеров, что итоги 2006 г. будут не такими впечатляющими. А агентство Moody’s 22 мая объявило об изменении прогноза рейтинга Michelin со стабильного на негативный. (Использованы материалы FT, WSJ.)