Иванов недоволен верфями


Министерство обороны и Минэкономразвития имеют претензии к “Северной верфи” и Балтийскому заводу по качеству и срокам выполнения госзаказов, заявил вчера на совещании у президента вице-премьер Сергей Иванов. Верфи “в последние годы получают значительные, если не сказать больше, финансовые ресурсы, но с точки зрения качества и сроков выполнения и гособоронзаказа, и гражданского судостроения есть негативные, по крайней мере беспокоящие нас, моменты”, заявил вице-премьер. Он сказал, что сегодня в Петербурге состоится заседание Морской коллегии, на котором на вопросы чиновников ответят гендиректора судостроительных предприятий.

По словам источника в Минобороны, Федеральная служба гособоронзаказа (Рособоронзаказ) проверила выполнение “Северной верфью” военного заказа по строительству сторожевых кораблей проекта 20380, первый из которых – “Стерегущий” – был спущен на воду в середине мая. По мнению проверяющих, постройка головного корабля серии неоправданно затянулась (“Стерегущий” был заложен еще в декабре 2001 г.), а стоимость его постройки возросла на несколько сот миллионов рублей.

Гендиректор “Северной верфи” Александр Бузаков передал вчера через пресс-службу, что, он надеется, на заседании Морской коллегии будет поставлен вопрос о постоянных срывах финансирования госзаказов. В частности, на “Северной верфи” по заказу Минобороны строится и ремонтируется девять кораблей, но только головной корвет финансируется в полном объеме, отмечает Бузаков. Для выполнения контрактных сроков только по серийным корветам на 2007 г. необходимо не менее 5,5 млрд руб. при плане в 650 млн руб., сетует он. Возмущен претензиями вице-премьера и гендиректор Балтийского завода Валерий Левченко. По его словам, бюджет задолжал предприятию около 578 млн руб. за строительство атомного ледокола и завод занял у банков около 200 млн руб., чтобы стройка не остановилась.

“Скорее всего гнев Иванова связан с желанием госструктур купить верфи”, – полагает источник, близкий “Северной верфи”. О том, что государство интересуется судостроительными активами ОПК, в мае заявил председатель совета директоров корпорации Александр Гнусарев. По его словам, чиновники хотят консолидировать судостроительные предприятия в несколько холдингов. “Рособорнэкспорт” уже сделал предложение ОПК, утверждает высокопоставленный источник в отрасли, но компания запросила $1 млрд. “Это нереально высокая цена. Теперь государство постарается надавить на ОПК, чтобы та продала верфи”, – говорит он. Одним из рычагов давления он считает передачу контракта на строительство трех фрегатов для ВМФ Индии калининградскому “Янтарю”, хотя он предназначался для “Северной верфи”. По его словам, раньше ни к “Северной верфи”, ни к Балтийскому заводу никаких претензий не возникало, поскольку весь госзаказ строго контролируется заказчиком.

Грозные заявления вице-премьера – предвестник национализации, полагает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Очевидно, что “Рособоронэкспорт” и его структуры, которые могли бы потенциально стать владельцами петербургских верфей, хотят приобрести эти активы как можно дешевле и сейчас будут использовать любой повод, чтобы сбить их стоимость. Источник, близкий к бывшим владельцам верфей, считает, что Балтийский завод вместе с “Северной верфью” может стоить не более $250 млн.

В пресс-службе ОПК вчера воздержались от комментариев. А представитель “Рособоронэкспорта” сказал, что компания не комментирует информацию о планах покупки петербургских верфей.