Россия – Запад: Западник Путин


Чем ближе саммит “восьмерки” в Санкт-Петербурге, тем чаще можно увидеть в европейских и североамериканских, а заодно и во многих российских СМИ нечто следующее: Владимир Путин восстал против Запада; концепция “энергетической империи” страшит Америку и Европу, которые вот-вот окажутся в безвылазной зависимости от закостенелой в авторитаризме России; на питерском саммите коллеги по “восьмерке” устроят Путину взбучку.

Взбучки не будет, потому что долгая русская история не знает более прозападного (и, в частности, проамериканского) лидера, чем Владимир Путин.

Все тревожные выводы разномастных аналитиков основаны главным образом на риторике Владимира Путина, а также на подвывании его бесконечных клевретов. А слушать, что говорит Путин, бессмысленно. Нынешний российский президент – классическое дитя политического постмодернизма 1990-х гг., предполагающего, что PR может вообще никак не пересекаться с реальной политикой. Судить о сегодняшнем Кремле можно и нужно только по реальным делам Путина. И по его глубинной, доподлинной мотивации, которая легко реконструируется по следам дел.

Итак, что он сделал: принял безо всяких предварительных условий роль младшего партнера США по “антитеррористической коалиции”, согласившись на размещение американских военных баз в Средней Азии и вообще прямое военное присутствие Вашингтона на территориях, исторически относимых к традиционной сфере влияния России; поддержал позицию Старой Европы по Ираку, но вместе с тем – постфактум – сделал легитимным американское вторжение в Ирак и его последствия в Совете Безопасности ООН; отказался от каких бы то ни было мер по защите русскоязычного населения в Латвии, Эстонии и Туркмении; взамен некоторые энергетические компании получили доступ к определенным энергетическим и транзитным ресурсам этих стран. В 2005–2006 гг. отказался от политики льготных цен на газ для сопредельных стран (включая Белоруссию и Армению), фактически провозгласив, что Россия больше не рассматривает эти страны как стратегических союзников, приоритетные объекты геополитического и геокультурного влияния. Путинская Россия обозначила свои интересы: присутствие энергетических корпораций, формально и неформально близких к кремлевским столоначальникам, в транзитной инфраструктуре группы стран умирающего СНГ. И все. Никакой политики, только частное.

Если при “проамериканском ренегате” Ельцине Россия была самой развитой страной в СНГ, источником поддержки и надежды, политических и технологических образцов для большинства стран экс-СССР, то при “патриоте-империалисте” Путине она этот статус утратила. Единое москвоцентричное постсоветское пространство ушло в прошлое. Теперь на западе былой империи неотвратимо формируется постсоветское “пространство № 1” с неформальным лидером Украиной, ориентирующееся на ускоренный дрейф в направлении ЕС и НАТО. В Центральной Азии – “пространство № 2”, где лидерство удержит, скорее всего, Казахстан. Это пространство будет балансировать между старым проверенным глобальным гегемоном – США и протектором всемирного масштаба, возросшим по соседству, – Китаем. Россия же остается “пространством № 3” – просто самым большим по территории обломком империи.

Путин обеспечил главное, к чему давно стремился Запад (в первую очередь США): политико-смысловую дезинтеграцию евразийского хартленда. В результате дезинтеграции Россия утратила свое эксклюзивное положение на “географической оси истории”, а Вашингтон получил прямой доступ к основополагающим геополитическим и геоэкономическим элементам Евразии, в том числе к транзитным коридорам, пролегающим вне и помимо России. Восстановление Российской империи в Евразии стало невозможным.

Кто-то думает, что лидеры G8 этого не понимают? Или не ценят? Да и буромедвежья концепция “энергетической империи” наших партнеров по G8 более чем устраивает. Ведь эта модель как раз и предполагает полный и официальный отказ России от геополитических амбиций, вытесняемых и замещаемых коммерческими интересами. Вам сказали, что в Сочи президент РФ грозился не пустить иностранцев в российскую энергетику? Вы не дослушали. Сказано было буквально следующее: “Если наши европейские партнеры ждут, что мы их запустим в святая святых нашей экономики – энергетику и запустим так, как многие бы хотели, то мы ждем встречных шагов на критических и самых важных направлениях”. То есть Кремль, конечно, пустит иностранцев в добычу и транспортировку российских нефти и газа, но при условии, что США и ЕС разрешат кремлевскому клану легально перекачать энергетические миллиарды в правильные объекты на их демократической территории.

Известно, что из больших бизнесменов редко получаются успешные политики: слишком уязвим бизнес для проницательного государственного взгляда, слишком легко на предпринимателя надавить всеми его тайными интересами и скелетами в шкафах. Это же правило действует и на международной шахматной доске: лидер-предприниматель, мотивированный собственными деньгами, – находка для мировой жандармерии. Таким политиком очень нетрудно управлять по мотивации.