На шаг отстали


“Даже при беглом сравнении с ближайшим конкурентом МТС – “Вымпелкомом” – очевидно сильное отставание показателей МТС, – говорит директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов. Если выручка МТС в I квартале падает на 3%, то у “Вымпелкома” она растет на столько же. Матевосов отмечает, что МТС всегда славилась большим количеством “говорливых” абонентов, но по результатам этого квартала ARPU оказался ниже, чем у “Вымпелкома”.

Выручка “Вымпелкома” в России выросла за год на 43% (с $605 млн в I квартале 2005 г. до $871 млн в I квартале 2006 г.), а выручка МТС за тот же период выросла лишь на 15% (с $802 млн до $929 млн). Показатель ARPU (средней выручки с одного абонента в месяц) у МТС снизился за год на 32% (с $9,1 в I квартале 2005 г. до $6,2 в I квартале 2006 г.), тогда как у “Вымпелкома” этот показатель упал лишь на 8% (c $7,2 до $6,6). Правда, по словам содиректора аналитического департамента Deutsche UFG Алексея Яковицкого, ARPU МТС в I квартале в действительности такой же, как у “Вымпелкома”, только МТС при расчете этого показателя не учла выручку, полученную от пропуска трафика абонентов “Вымпелкома”, поэтому официальные показатели ARPU МТС и “Вымпелкома” несопоставимы.

Ведущий аналитик UBS Владимир Постоловский говорит, что, хотя результаты квартала разочаровывают с точки зрения выручки, норма прибыли МТС “неплохая” – с учетом единовременных списаний, сделанных МТС в I квартале (по словам финансового директора МТС Всеволода Розанова, $16 млн было списано, поскольку в IV квартале в одном из макрорегионов было ошибочно приписано к выручке оператора). “В результатах I квартала новый менеджмент “подчистил” то, что оставалось после старой команды, и это позволит им не портить результаты в дальнейшем”, – говорит Постоловский.

Хотя, по словам Постоловского, акции “Вымпелкома” по-прежнему более привлекательны, чем акции МТС, часть инвесторов поверила новому менеджменту компании, который пообещал, что теперь все изменится. Например, инвесторам понравилось, что гендиректор МТС Леонид Меламед пообещал увеличить в этом году прибыльность по EBITDA до 50% и объявил о сокращении капитальных вложений с $2 млрд до $1,8 млрд, говорит Алексей Яковицкий из Deutsche UFG.

По словам Яковицкого, тот факт, что результаты МТС сейчас слабее, чем у “Вымпелкома”, отражает плоды политики 2005 г., когда абонентская база МТС была более разводнена низкодоходными и порой “мертвыми” абонентами, чем абонентская база “Вымпелкома”.

Cодиректор аналитического департамента “Уралсиба” Константин Чернышев также видит причину низких результатов МТС отчасти в ошибках прежнего менеджмента. А аналитик банка “Траст” Алексей Демкин напоминает, что МТС присутствует на соседних рынках СНГ, где доходность гораздо выше.

“Вопрос в том, поверит ли рынок тому, что говорит новый менеджмент, или нет”, – говорит Яковицкий. По его словам, рынок отреагирует позитивно, только когда инициативы новой команды начнут приносить реальные плоды, которые могут отразиться уже в результатах II квартала, и наверняка будут видны в результатах III и IV квартала.

По итогам конференц-звонка акции МТС даже несколько выросли (на 21.00 МСК рост составил 0,24%), несмотря на то что результаты I квартала оказались слабее, чем у основного конкурента.