ГЛОБАЛИСТ: Надгробные речи


Одним из наиболее примечательных итогов Х Петербургского экономического форума стали довольно открытые, хотя и прошедшие как бы “между строк”, похороны экономических реформ начала 2000-х гг.

Министр Греф заявил, что в России “пора переходить от экономических реформ к экономической политике”. Означает ли это, что реформы провалились или правительство просто передумало? Власти могли бы хоть потрудиться объяснить смену вектора экономической политики. С другой стороны, фраза вполне отражает трансформации “министерства реформ” в последние годы. Инвестфонд, управление имуществом, до недавнего времени таможня – реформы, безусловно, отвлекают от этих важных дел. Так что слова министра – признание очевидной реальности.

Версия “программы Грефа” 2002–2004 гг. ставила задачей государства “привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики”. Теперь у нас основной источник модернизации – инвестфонд. Рассмотрение заявок на распределение средств фонда, состоявшееся на форуме, выглядело явным триумфом государственно-распределительной модели над частными инвестициями, а любителям прямых иностранных инвестиций ситуацию разъяснил министр Трутнев, объявивший об ужесточении ограничений для иностранцев в нефтегазовом секторе. Вице-премьер Медведев призвал к большей господдержке российских компаний и скептически отозвался о вступлении в ВТО.

Куда-то подевалась главная цель экономической политики, продекларированная в “программе Грефа” ранних версий, – “создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы”. Председатель Высшего арбитражного суда Иванов на сессии “Правовое обеспечение институциональных реформ” задал присутствующим вопрос, звучавший примерно так: “Должно ли государство защищать права собственности, если бизнес их все равно не соблюдает?”. Что ж, принятие в 2000–2002 гг. массы законов, призванных создать “стабильные правила игры”, вдребезги разбилось о всеобъемлющий правовой нигилизм властей, ставший очевидным в ходе дела ЮКОСа и эскалации “налогового террора”.

Министр Кудрин в одном из выступлений не исключил возвращения к прогрессивной шкале подоходного налога. В свое время переход к плоской шкале считался одной из ключевых удач реформ. После форума Кудрин, правда, эту возможность опроверг, но ясно, что последние “достижения” политики реформ рискуют быть пересмотренными. И это уже происходит в сфере ответственности Кудрина – стоит вновь процитировать “программу Грефа” 2002–2004 гг.: “Бюджетная политика <...> будет связана со снижением доли непроцентных расходов в ВВП и сохранением ее на уровне не выше 12% ВВП”. Без комментариев.

В ходе экономических реформ 2000–2002 гг. не так уж много было и сделано. Но смею предположить, что экономический рост последних пяти лет – непосредственный результат этих реформ. Можно было хотя бы отдать дань уважения этому этапу экономической политики, раз уж определенную часть высших должностных лиц принято называть либералами. Некоторые считают, что отставка этих людей приведет к окончательному сворачиванию реформ в России. Поздно уже беспокоиться.