Везет некоторым


На 98-й минуте матча 1/8 финала между Аргентиной и Мексикой аргентинский центрфорвард Максимилиан Родригес ударом с лета, без обработки, чуть ли не из-за линии штрафной послал мяч по немыслимой дуге в дальнюю «девятку». Гол оказался победным. Казалось бы, в этом случае не стоит говорить о везении: здесь, очевидно, сработали и другие факторы – мастерство футболиста, его техническая подготовка, хладнокровие, наконец. Однако после матча и специалисты, и сам футболист, оценивая этот момент, говорили в первую очередь об удаче. Потому что, в самом деле, при всем умении игрока мяч должен еще удачно лечь на ногу, а футболист должен удачно к нему «приложиться».

Как это случилось с голландцем Ван Бастеном в финале чемпионата Европы-88 против сборной СССР, когда тот «попал» по мячу, вколотив его с острого угла в ворота, опять же почти с линии штрафной, мимо Дасаева. Да, Ван Бастен был гениальным футболистом, но тогда, 18 лет назад, ему и повезло. Никогда больше ничего похожего на тот «золотой» гол у него не было. А если вспомнить «издевательский» пенальти, исполненный в ночь с понедельника на вторник украинским нападающим Артемом Милевским, то можно говорить о том, что форвард перехитрил вратаря швейцарцев, бросившегося в противоположный от мяча угол ворот, но можно упомянуть и слово «везение», ибо голкипер Цубербюлер мог вернуться и отбить мяч, словно зависший в воздухе, – он просто не поверил в свою удачу.

На днях телеканал НТВ+ провел опрос: какие факторы, по мнению зрителей, повлияют на исход чемпионата. Лишь 19% считают, что чемпионство будет добыто благодаря мастерству, 36% убеждены, что все дело окажется в везении,

а 45% – в судействе (имеется в виду не предвзятость судейского корпуса, скорее ошибки). Получается, более 80% зрителей уверены: будущий чемпион мира поднимется на пьедестал благодаря случайности, везению, фарту. «Футбол перерос в огромную метафору жизни, в нем как никогда важна сила случая, – писала накануне чемпионата мира испанская El Pais, словно предвосхищая печальный исход матча с французами. – Возможность победы или поражения из-за несправедливости или случайности отражает мир, созданный глобализацией».

Но, оказывается, такие абстрактные понятия, как несправедливость и случайность, можно довольно точно просчитать. Джон Бредбери, профессор экономики в Южном университете, и его коллеги провели вполне серьезное исследование, посвященное фактору удачи в бейсболе и футболе. Результатами исследования уже заинтересовались некоторые бейсбольные боссы, чтобы использовать их в процессе выработки стратегии и тактики. Согласно выводам авторов доклада, к примеру, бейсбольной команде San Diego Padres, которая на данный момент лидирует в Национальной лиге, измерение коэффициента удачи поможет в принятии важных решений.

Среди прочего эта команда использует метод статистического подсчета EOPS (сопоставление ожидаемого числа удачных ударов с реальным результатом, с поправкой на сложные коэффициенты).

«Важно знать, правда ли мы хорошо играем или нам просто везет?» – говорит в интервью Wall Street Journal Кевин Тауэрс, главный менеджер команды. Исследователи удачи, безусловно, признают, что везение везением, но нельзя забывать и о профессионализме. Однако статистика хороших и плохих ударов поможет разобраться, чей вклад в игру определяется умением, а чей – простой удачей.

Скотт Борас, агент знаменитого бейсболиста Алекса Родригеса и других игроков, известен тем, что использует статистические данные, дабы убедить клуб в ценности своих клиентов. По его мнению, данные по отбивающим игрокам пока слишком субъективны, чтобы убедить команду в необходимости приобретения того или иного спортсмена. «Вы же не войдете в зал суда и не будете утверждать, что парень отбил мяч сильно и точно, но просто так получилось, что он полетел в людей!» – смеется Борас.

Что же касается футбола, то американские исследователи опровергают довольно распространенное убеждение, что некоторым командам лучше удаются одиннадцатиметровые, потому что они знают в отличие от своих неудачливых соперников, в какую точку ворот лучше всего бить. Оказывается, совершенно неважно, куда игрок направит удар во время пенальти – вправо, влево или по центру ворот: процент забитых мячей, в общем, одинаковый.

Хорошо (для команды Андрея Шевченко), что об этом не знают итальянцы, которые, помня о своих постоянных неудачах в послематчевых пенальти (взять хотя бы финал чемпионата мира-94 в США), накануне четвертьфинального матча с Украиной считают, что ничья в основное и дополнительное время для Италии смертельна. «Нам фатально не везет с пенальти, – жалуется «Пятнице» главный редактор газеты La Repubblica Эцио Мауро. – В 1990-м проиграли Аргентине в полуфинале по серии одиннадцатиметровых, восемь лет спустя – Франции. Лучше уж монетку бросать, на чистый фарт. Помните, как в 1968 году, когда еще не придумали это «божье наказание», наш Факетти, выкинув «орла», вывел Италию, а не СССР, в финал чемпионата Европы!»

Между тем в Киеве некоторые уверены, что везение просчитывается. Правда, это не ученые, а астрологи. «Мы имеем в виду случайные факторы, которые могут повлиять на игру и ее результат, – говорится в письме одного из них, подписанном «Адмирал» и опубликованном на сайте киевского «Динамо». – В первую очередь это везучесть по ходу матча, т.е. способность игрока «притягивать» (непроизвольно моделировать) благоприятные для себя ситуации». Иными словами, киевский болельщик почти дословно повторяет выводы британского психолога Ричарда Уайзмена, автора книги «Фактор удачи», изучавшего биографии людей, считающих себя везунчиками и неудачниками. Среди рекомендаций Уайзмена – «доверяйте интуиции» и «настраивайтесь на победу».

«Везучесть следует рассматривать как независимую составляющую футбольного потенциала игрока, – продолжает «Адмирал». – То обстоятельство, что классный нападающий чаще поражает ворота соперника, не должно вводить в заблуждение, ведь результативность – это мастерство плюс везение, и если кому-то удается больше забивать за счет первого слагаемого, то кому-то – за счет второго». Астролог готов рассчитать «коэффициент везучести» для каждого игрока сборной Украины, оценить общий потенциал «фартовости» футболиста, его предрасположенность к травмам или болезням, желтым карточкам и дисквалификациям, а затем составить таблицы, показывающие распределение этих факторов во времени. Исходя из полученных результатов, утверждает автор, тренеры смогут варьировать состав, рациональнее распределять нагрузки на тренировках, вести более предсказуемую селекционную политику.

Впрочем, пока заказов на исследование «персонального фарта» из штаба сборной Украины не поступало. Может быть, потому, что главный тренер команды Олег Блохин никогда не мог пожаловаться на его отсутствие? И не только в игре. В советское время, когда киевляне выигрывали чемпионаты СССР, команде выдавали несколько талонов на приобретение без очереди сверхдефицитных «Волг». Игроки тянули жребий, и Олег Блохин неизменно вытаскивал счастливый «билетик»: потом товарищи Блохина предложили отдавать тому автомобиль без жребия – все равно выиграет. Если вся команда выполнила огромный объем работы, считает сегодня Блохин-тренер, и добилась поставленной цели, то как можно все списывать на везение? Без фарта в спорте сложно, но к любому, даже самому невероятному везению нужно прибавить умение, считает Блохин.

Ну а о фартовости и умении Андрея Шевченко и говорить не приходится. «Везение – важный компонент карьеры, – сообщает Андрей, отвечая на вопрос «Пятницы». – И не только футболиста, между прочим. Мне часто везло – и с тренером, Лобановским, и с клубами: не всякому футболисту удается найти свою команду. Вот еще бы и с итальянцами подфартило...»

Ведь мы знаем, что он побеждает, даже когда не забивает пенальти, – если ему не везет в игре, значит, повезет с товарищами по команде, которые исправят его неудачу, как это произошло в матче со швейцарцами. И без всяких научных и не очень исследований феномена везучести.