Уйти с курса


Общая стоимость билета складывается из тарифа (стоимости собственно авиаперевозки), налогов и сборов. В разных аэропортах сбор за обслуживание лайнера и пассажиров неодинаковый, в среднем $50–70. Соответственно, если ваш рейс со множеством пересадок, то конечная цена вырастет за счет сбора в каждом транзитном аэропорту.

Кроме того, в последнее время авиакомпании все чаще компенсируют за счет пассажиров рост цен на топливо (добавляя к стоимости билета от $10 на коротких рейсах до $35 на длительных), правительства вводят новые доплаты в пользу экологов и так далее. В итоге объявленный на сайте авиакомпании дешевый тариф раздувается на глазах. Со сборами и экологами ничего не поделаешь, но самое неприятное ждет вас, когда приходит время платить за билет.

Почему так дорого

Все тарифы с вылетом из России публикуются в долларах: это расчетная единица, которую Международная авиатранспортная ассоциация (IATA) использует для платежей в странах с нестабильной местной валютой (в противном случае тариф указывается в валюте страны вылета). Беда в том, что при оформлении билета сумма в долларах переводится в рубли по невероятному курсу – 32,5 рубля за доллар.

Этот курс был установлен в ноябре 2005 года специальной директивой IATA: среднее арифметическое между курсом доллара и евро плюс 5%. До введения единого курса IATA авиакомпании в России самостоятельно устанавливали курс, и в среднем цена билета в рублях тоже оказывалась на 5–7% выше долларовой. Но сейчас, когда доллар колеблется вокруг отметки в 27 рублей, курс IATA увеличивает цену практически на 20%. Есть, однако, законный способ избежать грабительского курса: оплачивать билеты не на территории России.

Виртуальная покупка

Для этого вовсе не обязательно покидать эту территорию физически: будто специально для экономных путешественников придуманы электронные билеты и Интернет. Билет оплачивается кредитной картой на сайте авиакомпании или сайте-консолидаторе (продающем билеты нескольких перевозчиков), его не нужно выписывать и получать: он существует в виде данных в системе бронирования, так что достаточно просто прийти на регистрацию с паспортом.

При этом процессинговый центр может находиться за пределами России, и, соответственно, деньги с карты будут сняты в твердой валюте. Даже если у вас рублевая карта, то по запросу на оплату в долларах сумма будет отконвертирована банком по внутреннему курсу, который наверняка окажется более выгодным, нежели оплата в рублях напрямую.

Впрочем, на практике все не так радужно: лишь несколько компаний, летающих в Россию, продают электронные билеты по номинальной цене, без пересчета по курсу IATA. Это airBaltic (www.airbaltic.com), Alitalia (alitalia.it) и Brussels Airlines (www.flysn.com), «АэроСвит» (www.aerosvit.ua), а также бюджетные Germania Express (www.gexx.de), Germanwings (www32.germanwings.com), WindJet (w4.volawindjet.it) и Norwegian (www.norvegian.no).

Однако даже оплата и выписка бумажного билета через иностранный сайт может оказаться более выгодной, чем покупка дома. Сейчас билет авиакомпании Delta Москва – Нью-Йорк – Москва стоит со сборами около $600, но при оплате в России его реальная цена превращается в $720.

В то же время сайт travelocity.com попросит «сверху» всего $30 за доставку и еще $10 составит комиссия. Обычно доставка билетов из США или Европы курьерскими компаниями DHL или UPS занимает до пяти cуток. Следует лишь на всякий случай добавить несколько «страховочных» дней.

Заграница нам поможет

Если у вас есть знакомые на Украине (или вы часто там бываете), можно воспользоваться услугами местного турагентства: в соседней стране доллары при покупке билета превращаются в гривны строго по курсу ЦБ. А то и купить билет напрямую в украинском представительстве авиакомпании – позвонить туда, забронировать билет и оплатить кредитной картой по факсу (специальную форму вам вышлет агентство: надо заполнить все поля, подписать и приложить копию обеих сторон карты).

Билет вам перешлют почтой, кроме того, за дополнительные (но небольшие) деньги можно заказать услугу, которая называется «выписка билета и получение его в другом офисе авиакомпании». Наконец, можно попытаться оплатить билет наличными долларами прямо в офисе – иногда авиакомпании идут на это, особенно некоторые ближневосточные и азиатские.