На ловца и зверь бежит


Danone объявила о планах в течение ближайших 3–5 лет ежегодно тратить на покупки по 500 млн – 1 млрд евро в год. Хотя в 2005 г. на эти цели ушло всего 200 млн евро. Потенциальные объекты инвестиций – небольшие и средние компании в Восточной Европе, Таиланде, Чили, Тунисе и Китае. В результате мировой экспансии Danone рассчитывает расширить свое присутствие с нынешних 40 до 80 стран.

Удачный момент для поглощений наступил с завершением 10-летней реструктуризации, в ходе которой Danone избавилась от некоторых непрофильных активов (производство пива, макарон и соусов) и сконцентрировалась на молочных продуктах, безалкогольных напитках и печенье. “Сам портфель Danone уже делает компанию лидером в Европе, где большим спросом пользуется здоровая пища”, – говорит аналитик Morgan Stanley Майкл Стайб. Но в общем в своем сегменте Danone остается небольшим игроком. Ее рыночная капитализация, равная 28 млрд евро, несравнима с капитализацией таких гигантов, как Nestlе (105 млрд евро). Также, в отличие от Nestlе, бизнес Danone до сих пор сосредоточен на ограниченном числе рынков. Десять лет назад, когда группу возглавил Франк Рибу, 80% ее продаж приходилось на Западную Европу. Рибу удалось снизить зависимость компании от этого региона, но и сейчас ее доля в общем объеме продаж составляет примерно 50%. Учитывая замедление экономического роста в регионе, это представляет для Danone потенциальную проблему. В первой половине года продажи в Европе выросли на 4,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в то время как в Азии они увеличились на 17,8%, а по всему миру, включая США, – на 16%. США – один из важнейших новых рынков Danone. В 2001 г. группа купила 40% акций компании Stonyfield Farm, в 2004 г. довела свою долю в ней до 80%. Это позволило ей более успешно соревноваться с американским конкурентом General Mills. В этом году Danone удачно запустила в США йогурт Activia и рассчитывает, что его продажи в течение года вырастут до $100 млн. Продажи в Китае, на который приходится 9% выручки Danone, могут составить от 200 млн евро до 400 млн евро в год через 3–5 лет. Общие продажи группы в 2005 г. – 13 млрд евро. Недавно Danone купила 22,2% акций китайской компании China Hui Yuan Juice Holdings. Руководство поставило целью экспансию и на других развивающихся рынках.

Активные покупки означают для компании больше, чем просто расширение, – с каждой из них она становится менее уязвимой для поглощения одним из конкурентов, для которых Danone – лакомый кусок. В секторе, где доминируют Nestle, Kraft Foods, PepsiCo и Coca-Cola, Danone остается одной из немногих компаний среднего размера, в которой никто не владеет контрольным пакетом акций. “Danone скорее всего будут, как и раньше, интересоваться многие компании”, – говорит аналитик J.P. Morgan Арно Ланглуа. Несмотря на международную экспансию Danone, лучше всего защитить ее сможет скорее всего правительство родной Франции. Примерно год назад, когда появились слухи о том, что PepsiCo намерена попытаться приобрести компанию, власти страны дали понять всем потенциальным претендентам, что она является “бриллиантом” в короне республики и не продается. Официальных заявок на Danone не подавалось, а ее руководство говорит, что рассмотрит любое дружественное предложение, но в ближайшие планы продажа бизнеса не входит. (WSJ, 17.08.2006, Кирилл Корюкин)