Ушел в отрыв


Отправляясь на «Тур де Франс», я ставил перед собой три цели, – говорит Флойд Лэндис. – Победить, сделать жизнь моей семьи лучше и поддержать велоспорт». И иронично добавляет: «И, по-моему, с двумя последними мне пока не очень удалось справиться».

Когда мы впервые встретились в Нью-Йорке в конце июля, победитель «Тур де Франс» все еще не пришел в себя от сообщений о положительном анализе на допинг (во время гонки у него был зафиксирован необычно высокий уровень тестостерона, что фактически доказывало, что спортсмен принимал запрещенные препараты).

В начале августа первая из заявленных целей Лэндиса также оказалась под угрозой, потому что повторный анализ на допинг (проба «Б») тоже дал положительный результат. Швейцарская команда «Фонак», за которую выступал американец, расторгла с ним контракт (спустя несколько дней после скандала она вообще прекратила свое существование. – «Пятница»); организаторы «Тур де Франс» заявили, что Лэндис может быть лишен чемпионского титула, а руководство Международного союза велосипедистов (UCI) заявило, что гонщику грозит пожизненная дисквалификация.

Сейчас, сидя напротив меня в одном из отелей в Беверли Хиллз, недалеко от своего дома в Южной Калифорнии, Лэндис выглядит уверенным в себе. И это несмотря на то, что его карьера и репутация вот-вот превратятся в руины. Он, как и прежде, утверждает, что никогда не принимал запрещенных препаратов, и готовится к долгой судебной тяжбе по поводу результатов тестов. «Да, это катастрофа, – говорит он совершенно спокойно. – Жаль, что так все получилось. Но я не считаю себя в чем-либо виноватым. У меня не остается иного выбора, кроме как бороться».

Это будет непросто. Анализ мочи спортсмена показал, что соотношение количества тестостерона к его природному изомеру эпитестостерону 11:1. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) установило лимит для спортсменов 4:1. На сегодняшний день такой анализ точнее всего позволяет определить, содержится ли в организме спортсмена синтетический тестостерон.

В последнее время велоспорт привлек внимание не громкими достижениями, хотя последняя победа Лэндиса могла бы быть именно таковым, а допинговыми скандалами. Победители трех знаковых мероприятий – туров Италии, Франции и Испании – либо дисквалифицированы, либо подозреваются в применении стероидов. «В велоспорте столько предубеждений, они могли перекинуться и на меня, но я не думаю, что это должно быть основанием для обвинения», – считает Лэндис.

Первая допинг-проба была взята у велосипедиста после 17-го этапа гонки, когда он сенсационно вернулся в число претендентов на победу. За день до этого Лэндис провалил горный этап, опустившись с первого места в общем зачете на 11-е. Однако уже на следующий день 30-летний велогонщик быстро оторвался от остальных и на финише опередил всех почти на 6 минут, а главного конкурента – испанца Оскара Перейру – на 7 минут и 8 секунд. Такая отчаянная тактика – уйти в отрыв за 100 км до финиша, в то время как соперники экономили силы, сменяя друг друга во главе группы преследователей, – выглядела самоубийственной.

«Мне пришлось раньше пойти вперед, хотя все и думали, что это глупая идея, которая не принесет плодов, но это был мой единственный шанс выиграть «Тур де Франс» на той стадии гонки, – объясняет Лэндис. – Я знал: надежд, что это сработает, очень мало, и я рисковал, так как меня могли догнать и я бы потерял даже 11-е место. Хотя, что значит

11-е место... В таком случае мне почти нечего было терять».

Скептики утверждают, что фантастическое, имеющее мало аналогов во всей 103-летней истории «Тур де Франс», преображение Лэндиса после проваленного 16-го этапа, выглядит весьма подозрительно. Тем временем сторонники американца задаются вопросом: зачем бы он стал что-то принимать, если знал, что в случае победы у него в тот же день обязательно будут брать пробу. Семь других допинг-тестов, которые брали у Лэндиса в течение гонки, дали отрицательный результат.

Велосипедист стремится доказать, что причина полученного результата не в высоком уровне тестостерона, а в низком уровне эпитестостерона. «Я не знаю, почему это произошло, – устало говорит он. – Возможно, когда все это закончится, я буду экспертом в вопросах допинга, но сейчас мне до этого далеко». Среди возможных объяснений результатов анализа Лэндис и его советники упоминают: две бутылки пива и четыре порции виски, которые велосипедист выпил после провала на 16-м этапе гонки; природный высокий уровень тестостерона и низкий эпитестостерона; усталость; недостоверные тесты и, возможно, неправильный процесс взятия проб.

В свое оправдание Лэндис говорит, что у него было недостаточно информации, результаты первой пробы обнародовали до того, как была взята вторая, а это идет вразрез с обычной процедурой, когда личность спортсмена держится в секрете, пока не проведут оба теста. «Я всегда говорил, что ничего не понимаю в тестостероне, а 200 журналистов, все как один, оказывается, настоящие эксперты, и они меня обвинили, – говорит Лэндис. – Все это время я защищаю себя, но на самом деле я даже точно не знаю, что произошло».

Спортсмен сидит, немного скособочившись, оберегая травмированное в 2003 году бедро. Скоро ему предстоит сложная операция, и еще не известно, как это скажется на его карьере. Боль не покидала его и во время нынешнего «Тур де Франс». Он говорит, что только благодаря приливу адреналина забывал про травму и продолжал гонку.

Флойд Лэндис вырос в Пенсильвании в консервативной католической семье, где не одобряли его страсть к велоспорту. Поэтому тренироваться Лэндису удавалось только после наступления темноты – тогда он мог скрыться из дома незамеченным. Когда в 20 лет Лэндис уехал покорять Калифорнию, он практически ничего не знал о современной поп-культуре, так как дома не было ни телевизора, ни радио.

К тому времени, когда благодаря Лэнсу Армстронгу на Лэндиса впервые обратили внимание как на подающего надежды велогонщика, он уже больше интересовался массовой культурой. В команде «Ю.Эс. Постал», семь раз побеждавшей в «Тур де Франс», Лэндис получил известность не только за свою совершенную езду и спортивную наглость, но и за любовь к музыке ZZ Top и Кида Рока, которую он играл в командном автобусе. Лэндис ушел из команды Армстронга в 2004 году, чтобы сосредоточиться на собственной карьере. В прошлом году он записал на свой счет несколько неплохих результатов, но больше внимания привлек тем, что вступил в схватку с лидером своей бывшей команды – Армстронгом. Первая половина этого года была еще лучше: он выиграл в трех крупных недельных гонках. И сейчас для Лэндиса все складывалось удачно: из большого спорта как раз ушел Лэнс Армстронг, оставив вакантным место лидера.

Очевидно: чтобы выдержать борьбу до конца и доказать свою невиновность, Лэндису придется быть еще более несгибаемым и упертым, чем он привык быть за рулем своего велосипеда.