“Магнит” тасует форматы


О том, что “Магнит” изучает возможность развития новых форматов магазинов, основатель сети Сергей Галицкий рассказывал в интервью “Ведомостям” еще в мае. Вчера компания объявила, что решение развивать сеть гипермаркетов принято. Строительные работы на шести площадках начнутся в сентябре, уточняется в заявлении ритейлера.

Топ-менеджер “Магнита” пояснил “Ведомостям”, что гипермаркеты будут называться так же, как и дискаунтеры, потому что их объединит один ценовой диапазон. Общая площадь гипермаркетов составит 5000–12 000 кв. м, ассортимент будет включать 20 000–25 000 наименований (общая площадь стандартного дискаунтера сети – 370 кв. м, ассортимент – 3000 наименований). По словам собеседника “Ведомостей”, “Магнит” рассматривает больше 20 площадок для строительства в Краснодаре, Тольятти, Самаре, Липецке и др. Первый гипермаркет откроется в Краснодаре в июле-августе 2007 г.

“Магнит” также планирует выход в новый ценовой сегмент, рассказал собеседник “Ведомостей”. До конца года компания рассчитывает запустить первый супермаркет “Тандер”, цены в котором будут соответствовать уровню “Перекрестка” и “Седьмого континента”. Планируемая площадь супермаркетов – 1000–2500 кв. м, ассортимент – 8000–12 000 наименований. Супермаркеты будут открываться в тех городах, где уже присутствуют дискаунтеры сети. “Не имеет смысла завоевывать Москву и Санкт-Петербург, если можно спокойно наращивать мускулатуру на более свободных рынках”, – считает менеджер “Магнита”.

Согласно бизнес-плану к концу 2007 г. “Магнит” откроет 12–15 гипермаркетов и более 30 супермаркетов. Инвестиции в проект в “Магните” не называют, но строительство аналогичных гипермаркетов, например “Карусели”, при площади 12 000 кв. м стоит около $15 млн и окупается через 5–6 лет. А открытие супермаркета площадью более 1000 кв. м может стоить от $3 млн, посчитал гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик. На развитие новых форматов “Магнит” потратит часть из полученных в ходе майского IPO $368,4 млн, обещал Галицкий в майском интервью.

Ранее директор по работе с инвесторами “Магнита” Хачатур Помбухчан отмечал, что “мультиформатность – модная тема для ритейла”, так как “теоретически с одними дискаунтерами можно занять не больше 20–30% местного продуктового рынка, но, если добавить гипермаркеты, можно побороться еще за 15–20%”. “Именно гипермаркеты, а не дискаунтеры в ближайшие годы станут форматом, который будет демонстрировать наибольший рост”, – говорится в информационном меморандуме компании “Карусель Финанс” (входит в ГК “Карусель”, контролируемую основателями “Пятерочки” – Андреем Рогачевым и Александром Гирдой). И хотя форматы дискаунтеров и супермаркетов все еще наиболее популярны (занимают соответственно 38% и 37% сетевой торговли в России), доля гипермаркетов выросла в 2005 г. до 13% по сравнению с 4% в 2004 г.

Сейчас в России работает около 10 сетей продуктовых гипермаркетов: “Лента”, “О’кей”, “Мосмарт”, “Карусель”, “Перекресток”, “Наш” (принадлежит “Седьмому континенту”), “Рамстор”, “Алпи”, Auchan, Real (Metro AG) и др. Ожидается приход французской Carrefour и американской Wal-Mart, которые могут начать работу именно в формате гипермаркета, выкупив одну из работающих на местном рынке сетей. Например, сотрудник “Ленты” рассказал “Ведомостям”, что в компании “заметна предпродажная подготовка”.