Мнимые акции


На прошлой неделе Высокий суд правосудия принял решение о ликвидации Securetrade & Title, компании – агента нескольких зарубежных брокеров. Лицензии на такую деятельность у нее не было. Решению суда предшествовало расследование FSA: регулятор сейчас проводит проверки во многих компаниях, работающих с зарубежными брокерами, которых управление подозревает в мошенничестве. Лицензии на ведение бизнеса в Великобритании у этих брокеров нет, поэтому они работают через местных посредников: после покупки акций агенты брокеров получают от клиентов деньги и организуют для них выпуск сертификатов акций. По данным FSA, жертвы теневых брокеров на каждой сделке в среднем теряют 20 000 фунтов ($38 000). Мошенники, как правило, исчезают вместе с деньгами инвесторов, а потом появляются вновь, но уже под другим именем.

В октябре FSA планирует разослать всем акционерам британских публичных компаний перечень теневых брокеров, навязывающих клиентам убыточные акции. Такие инвесторы попадают в группу риска в первую очередь: мошенники нередко выбирают потенциальных жертв из списка акционеров в Регистре предприятий Англии и Уэльса. “Инвесторы, уже владеющие акциями, чаще всего становятся жертвами зарубежных брокерских фирм, которые звонят им домой и навязывают убыточные акции, – говорит пресс-секретарь FSA Элеанор Хьюз, – при этом мошенникам проще связаться с теми, кто уже владеет акциями крупных британских компаний”. Для этого действительно не нужны большие усилия: любой человек имеет право получить копии реестра акционеров с их именами и адресами. Чтобы наладить контакт, мошенники обзванивают потенциальных жертв и предлагают “бесплатное исследование”.

Теневые брокеры рекламируют акции в Великобритании незаконно, FSA не может их наказать: эти фирмы не проходят регистрацию в FSA и не подчиняются его регулированию. Бороться с ними можно только через их посредников, как, например, было сделано с Securetrade & Title. “Меры, принятые в отношении этой компании, показывают, что с деятельностью теневого брокера, происходящей в Великобритании, FSA может и будет очень эффективно бороться, – говорит руководитель отдела FSA по надзору в розничном секторе Джонатан Филан. – К сожалению, из-за отсутствия у Securetrade & Title лицензии инвесторы не смогут получить компенсацию или подать на компанию в суд”.

Жертвы, в числе которых много пенсионеров, рассказывают, что мошенники звонили им по нескольку недель. Списки потенциальных жертв нередко идут по кругу, к тому же мошенники обмениваются ими друг с другом, поэтому некоторым инвесторам одновременно звонили четыре и даже более теневых брокеров.

Из-за этого FSA решило предупреждать инвесторов об обмане. “Сейчас мы пытаемся законодательно закрыть лазейки, позволяющие через реестр акционеров узнать их личные данные, но пока этого не сделано, важно, чтобы инвесторы знали про зарубежных теневых брокеров. Люди, которые верят иностранным мошенникам, далеко не наивны, это искушенные инвесторы, которые тем не менее поддаются уговорам инвестировать в определенные акции”, – говорит председатель Института дипломированных секретарей и администраторов Джон Раундхилл.

Некоторые компании стали сами рассылать клиентам письма с предупреждениями. Brewin Dolphin Securities, например, советует инвесторам перевести акции на счет номинального держателя: в этом случае их имена не будут фигурировать в публичной отчетности. Стать номинальным держателем акций брокер может и сам, инвесторам же это дает и другие преимущества – например, упрощение и ускорение расчетов. “Жизненно важно, чтобы инвесторы проводили сделки только через компании, полностью подчиняющиеся регулированию FSA”, – говорит директор по маркетингу Brewin Dolphin Securities Шарлотт Блэк. (FT, 2.09.2006, Татьяна Бочкарева)