ВЕКТОР


Ловля на дурачка

Мошенники, зарабатывающие на продаже баз данных с телефонами абонентов, изобретают все более хитроумные способы добыть интересующую их информацию. Раньше в качестве канала для получения этих данных использовались источники в самих компаниях. В начале 2003 г., например, много шума наделала утечка сведений об абонентах МТС – в базе содержались их ФИО, даты рождения, паспортные данные, адреса, ИНН, контактные телефоны, прошедшие платежи и т. д. Поначалу компания подозревала в раскрытии конфиденциальных данных спецслужбы, но потом выяснилось, что “слив” был организован изнутри. Впрочем, на рынок попадали и данные об абонентах других операторов – МГТС, “Вымпелкома”, северо-западного филиала “Мегафона”. Столкнувшись с этой проблемой, операторы взялись проводить серьезные внутренние расследования, и в последнее время о масштабных утечках не было слышно. Тем не менее базы с информацией об абонентах продолжают продаваться на рыночных лотках, причем продавцы уверяют, что данные в них самые что ни на есть свежие. И эти заверения могут быть недалеки от истины. Вчера одному из журналистов “Ведомостей” на мобильный телефон позвонил человек, представившийся сотрудником службы по работе с клиентами “Вымпелкома”, и сообщил, что у оператора якобы произошел серьезный сбой в базе данных, содержащей сведения об абонентах. В результате оказались утеряны данные о множестве клиентов, сообщил позвонивший, после чего предложил корреспонденту сообщить свое имя, дату рождения и название организации-работодателя. Представители “Вымпелкома”, узнав об этом звонке, заверили, что никаких сбоев в их базе данных не было. А попытки выманить у человека персональные данные, например о кредитке, давно получили название “фишинг”.

Дело за запчастями

Российские власти успешно решили задачу привлечения в страну зарубежных автопроизводителей. Ford, Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, General Motors, PSA Peugeot-Citroen – вот неполный перечень компаний, готовых построить сборочные производства в России. Замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус прогнозирует, что к 2010 г. объем производства иномарок российской сборки достигнет 900 000 шт. в год. А инвестиции в создание этих мощностей составят $2 млрд. Емкость авторынка к тому времени вырастет на 1 млн автомобилей в год – с 1,7 млн по итогам 2005 г. до 2,7 млн. С учетом коренных производителей, таких как “АвтоВАЗ”, “Ижавто” и проч., большая часть потребности рынка будет удовлетворена за счет местного предложения.

Теперь правительство занято решением другой проблемы – привлечением в страну производителей автокомпонентов. Ford, первым рискнувший поэкспериментировать с локализацией производства, проиграл. Ведь пока обзаводиться предприятиями в России предпочитают производители относительно дешевых комплектующих. О местных поставщиках электроники, крупных деталей кузова, трансмиссий и двигателей предприятия автопрома пока и мечтать не могут. Чиновники хотят привлечь их на ту же приманку, что сработала и в случае с автоконцернами, – предоставить таможенные льготы по ввозу компонентов. Но вовсе не факт, что этот прием удастся. Ведь даже совокупный объем производства российских иномарок может оказаться для производителей комплектующих недостаточным. Кроме того, затраты на организацию производства запчастей в России могут и не окупиться за счет экономии на пошлинах.

Уступил дорогу

Напрасно Депозитарно-клиринговая компания на прошлой неделе опровергала слухи о смене руководства. Игорь Моряков, около пяти лет возглавлявший компанию, переходит на работу на биржу РТС – советником президента. Отставка Морякова означает еще одно серьезное поражение связки РТС – ДКК в конкуренции с группой ММВБ – НДЦ (Национальный депозитарный центр). Вместо Морякова в ДКК приходит Михаил Лауфер, до 2002 г. возглавлявший НДЦ, а до этого работавший на ММВБ. НДЦ давно пытается захватить контроль над своим основным конкурентом – и даже скупил 37% акций ДКК. Других соперников в борьбе за статус Центрального депозитария у НДЦ не было. Владея 56% акций своего расчетного депозитария, РТС могла не опасаться потери контроля над ДКК, и Морякову удавалось отражать атаку группы ММВБ. Ровно до тех пор, пока на свет не появился законопроект о Центральном депозитарии. Он допускает множество Центральных депозитариев, но с капиталом не менее 1 млрд руб. Увеличить его можно только через допэмиссию – т. е. только с согласия НДЦ, и тут-то блокпакет оказался решающим аргументом. ДКК теперь придется договариваться с ММВБ, НДЦ и Центробанком. Видимо, в РТС решили, что Лауферу это будет проще, чем Морякову. В любом случае управлять ДКК будет менеджер, дружественный основному конкуренту владельца компании.