ВОПРОС ДНЯ: Будет ли легче управлять Украиной?


Трудность в том, что проблемы региона могут не касаться ответственности министра. Таким образом, вводится лишний посредник: все равно курирующий министр пойдет за помощью к своему коллеге или премьеру. Видимо, происходящее – результат того, что система управления на Украине сильно централизована. Россия тоже постепенно идет к подобному. Регионы на Украине обладают настолько узкими полномочиями, что мало-мальски важные вопросы вынуждены решать через центр. Но возникает множество вопросов. Например, не станет ли министр, скажем, труда первым делом улаживать проблемы в своем “подшефном” регионе, а потом уже во всей остальной стране?

Павел Кудюкин, независимый эксперт, экс-директор Института проблем госуправления

Система вполне адекватна и разумна. На Украине степень текущего контроля за тем, что происходит в регионах, куда слабее, чем в России. Кураторство позволяет больше знать о творящемся в областях. В России существует похожая система – институт полпредов и федеральных инспекторов в регионах. Это эффективнее, чем нагружать министра дополнительной ответственностью.

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Такая система оправданна. Она уже вводилась Януковичем при Кучме. Это компенсаторный механизм, призванный повысить управляемость страны. Дело в том, что на Украине у центральной власти по-прежнему очень высокий объем полномочий. Проще говоря, неподъемный для нынешних условий объем, хотя в СССР с его жесткой вертикалью система работала неплохо. Вместо того чтобы по малейшим вопросам тревожить премьера, регионы обращаются к своему куратору. Если он не сможет разрулить вопрос самостоятельно, тогда уже идет выше.

Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии