Деньги ни при чем


Хвалит ВБ и африканские страны – Гану, Сенегал, Сьерра-Леоне, Мозамбик, Танзанию и Либерию. Они добились гигантского прогресса в борьбе с коррупцией, считает Кауфманн. А эталоны госуправления ВБ – Исландия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург. Все аспекты госуправления в этих странах лучше как минимум 90% стран – участников рейтинга.

Балл каждой страны относителен: если качество госрегулирования в России оценивается в 43,6, это означает, что в 43,6% стран госрегулирование хуже, а в 56,4% – лучше.

Качество госуправления непосредственно не связано с уровнем благосостояния страны, отмечает автор доклада Дэниэл Кауфманн, руководитель отдела госуправления ВБ. Ботсвана, Словения, Чили, Эстония опередили в рейтинге некоторые развитые государства, из которых хуже всего с госуправлением в Греции и Италии.

“Страны с более свободной прессой имеют более прозрачные, более подотчетные гражданам и менее коррумпированные правительства”, – отмечает Кауфманн. Негативные примеры этой закономерности, по ВБ, – Россия и Китай. Правда, Сингапур, наоборот, на лидирующих позициях (84–100) по всем показателям кроме влияния граждан на чиновников.

В России за 2005 г. ВБ нашел больше негативных изменений, чем позитивных. Немного снизилось влияние граждан на правительство (с 26,6 до 25,6), политическая стабильность укреплена (18,9 против 17,5, но в 2002–2003 гг. было 26,4). Эффективность реагирования на запросы общества снизилась с 41,6 до 38,8 (в 2000 г. – 25,8), а качество регуляторной работы упало с 44,8 до 43,6. По уровню главенства закона тоже небольшое ухудшение (21,7 против 23,6), а вот показатель сдерживания коррупции, снижавшийся в 1996–2000 гг., подскочил с 24,5 до 28,1. В Китае гораздо хуже с подотчетностью чиновников гражданам, а остальные показатели выше.

Административная реформа пока не улучшила качество госуправления, признает чиновник одного из экономических ведомств, возлагающий надежды на четкое регламентирование процедур работы бюрократов и бюджетирование по результатам. Падение России в рейтинге ВБ – результат годовой затяжки с началом административной реформы, считает руководитель направления Центра стратегических реформ Владимир Южаков. “Если бы принятие регламентов, конкурсный отбор чиновников, бюджетирование по результатам начали внедрять с 2005 г., результаты уже были бы видны”, – полагает он.